Россия полностью завершила уничтожение химического арсенала в населенном пункте Марадыково Кировской области. Об этом в пятницу заявил журналистам председатель Государственной комиссии по химическому разоружению Михаил Бабич на церемонии, посвященной закрытию Марадыковского арсенала. Там хранилось более 17% всех российских боевых отравляющих веществ, объект также занимал второе место по количеству запасов кожно-нарывных газов, которые хранятся на российской территории. Склад принадлежал Министерству обороны РФ.
Сведения о закрытии арсенала подтвердил «Газете.Ru» и губернатор Кировской области Никита Белых. «Это очень важное событие для всей области. Завершено уничтожение химического арсенала. Последняя партия была переработана 11 сентября, о чем получен сертификат от международных организаций», — сказал губернатор. По его словам, следующим этапом будет ликвидация последствий уничтожения в Марадыково отравляющих газов.
«По существующим нормативам, все, что соприкасалась с этими газами, должно быть уничтожено и не может быть использовано в гражданском обороте. Этот процесс — ликвидация последствий уничтожения арсенала — должен занят несколько лет»,
— отметил Белых. Он подчеркнул, что все, кто работал на Марадыковском арсенале, сохранят работу на время последующих за уничтожением химикатов мероприятий. «После всех вышеперечисленных мероприятий хозплощадки, инфраструктуру, которая останется, передадут в собственность региону для реализации инвестиционных проектов. Сейчас мы активизировали работу по поиску инвесторов, так как до уничтожения это было трудно, существовали серьезные ограничения по поводу того, кто мог приезжать на объект», — отметил глава Кировской области.
Арсенал в Марадыково (сейчас этот населенный пункт называется поселком Мирный) был создан в 1941 году. После Великой Отечественной войны там стали хранить боевые отравляющие газы. С 2006 года Россия в рамках взятых ранее на себя международных обязательств начала уничтожение химоружия в Марадыково. К этому моменту
там находилось 922 тонны боевых отравляющих веществ,
из них VX (фосфороорганическое боевое отравляющее вещество нервно-паралитического действия) — 4571 тонна, зарина — 231 тонна, зомана — 1972 тонны, ипритно-люизитных смесей (кожно-нарывных) — 148 тонн.
В 2010 году Росприроднадзор выступил с предложением начать на заводе переработку ртутных ламп после того, как все химическое оружие там будет уничтожено.
Власти Кировской области подчеркивали, что состоянию здоровья местных жителей соседство с арсеналом и заводом по его переработке ничем не угрожает.
Тем не менее в 2006 году в ряде зарубежных СМИ появились сообщения об аварии на заводе.
Позже агентство ИТАР-ТАСС опубликовало опровержение от начальника управления конвенциональных проблем правительства Кировской области Михаила Манина. В сентябре 2010 года пресс-служба Кировского отделения КПРФ сообщила о том, что в результате аварии на Марадыковском арсенале около 10 человек пострадали от нервно-паралитического газа зоман. Правительство области опровергло эти сообщения. Впоследствии стало известно, что несколько рабочих завода действительно получили «отравление легкой степени тяжести».
«Я служил на этом арсенале четыре года – с 2010-го по 2014-й. Никаких инцидентов, связанных с авариями или чем-то подобным, не было. А что касается закрытия объекта — местные по-разному к этому отнеслись. Молодым по барабану это, а люди более старшего возраста в массе своей против — боятся работу потерять, так как многие из них трудоустроены на предприятиях этого объекта», — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» сержант Вооруженных сил РФ Андрей Обухов, который служил в охране арсенала.
«Я позитивно отношусь к закрытию объекта. Жить рядом с местом, где хранятся боевые отравляющие газы, — не самый лучший вариант», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» житель Марадыково Дмитрий Девятериков. Остальные жители поселка заявили, что отнеслись к этому событию равнодушно.
«Сегодняшнее событие – это очередной этап по выполнению Россией своих обязательств по уничтожению химического оружия. Мы сейчас утилизировали боеприпасы с четырех объектов, еще на одном — в населенном пункте Щучье Курганской области — они завершатся 20 ноября. И останется у нас один арсенал «Кизнер» в Удмуртии, который планируется ликвидировать в 2020 году», — сказал «Газете.Ru» заместитель начальника российского Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия Владимир Мандыч.
Международная конвенция о запрещении химического оружия была принята в 1992 году, а вступила в силу в 1997 году. В настоящее время к ней присоединились 188 государств мира, из которых самые крупные запасы этого оружия массового поражения располагаются в США и РФ.
В настоящее время Россия уничтожила более 36 700 тонн отравляющих веществ. Из семи созданных в стране специальных объектов по уничтожению химического оружия пять уже полностью завершили работу: в поселке Горный (Саратовская область), в городе Камбарка (Удмуртия), в поселке Леонидовка (Пензенская область), в городе Почеп (Брянская область) и в поселке Мирный (Кировская область). До конца ноября будут завершены работы в городе Щучье (Курганская область).
«США после принятия конвенции уничтожили порядка 25 тыс. тонн, мы — более 36. Они 90% своих арсеналов переработали, а Россия — 92%. Суть всех этих мероприятий — избавить мир от химического оружия», — отметил Владимир Мандыч.
Военные эксперты отмечают, что в современных условиях химическое оружие стало почти бесполезным для реализации военных целей. «Боевые газы давно превратились больше в страшилку для общественности, в военных целях они крайне неэффективны, так как зависят от множества факторов. Например, от погодных условий. Некоторые вещества после большого количества осадков неактивны. Направление ветра критически важно для применения газа. В современных крайне динамичных условиях ведения боевых действий никто не даст вам, как немцам в Первую мировую войну, сидеть и ждать месяцами, пока ветер куда надо подует», — сообщил «Газете.Ru» военный историк Алексей Ардашев.
«Химическое оружие — это оружие бедняков, его производить довольно дешево и просто – по крайней мере, по сравнению с другими видами оружия массового уничтожения. Но одновременно это крайне варварское оружие, даже Гитлер не рискнул его применять. Поэтому, без сомнения, химические арсеналы должны быть уничтожены», — сказал в свою очередь председатель Комитета по проведению подводных работ особого назначения в 1992–1994 годах, доктор технических наук, профессор Тенгиз Борисов.