Бои правительственных войск и различных исламистских группировок в Сирии на протяжении большей части войны происходят в районах плотной городской застройки. С началом наступления сил армии Асада сразу по нескольким направлениям возросла интенсивность боев в окрестностях Дамаска, Алеппо и других городов, о чем косвенно свидетельствуют и данные, которые регулярно с момента начала операции российских Вооруженных сил на сирийской территории обнародуют в Минобороны РФ.
Так, официальный представитель ведомства Игорь Конашенков сообщил, что российские самолеты в районе населенного пункта Восточная Гута (провинция Дамаск) нанесли удар по крупному складу боеприпасов группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещенная в России организация), располагавшемуся в двух металлических ангарах. По его словам, в результате прямых попаданий по объектам и последовавшей за этим детонации боеприпасов обе цели были уничтожены.
Как сообщается на сайте Минобороны, авиаудар также был нанесен по временной базе приема и подготовки боевиков в провинции Дамаск.
«В районе Кафер-Седжина (провинция Хама) уничтожен завод, на котором террористы устанавливали на автомобили повышенной проходимости крупнокалиберные пулеметы, минометы и зенитные установки Зу-23. В результате авиационного удара цеха, использовавшиеся боевиками для переоснащения техники, полностью сгорели», — сказал Конашенков.
Он отметил, что беспилотными средствами зафиксировано уничтожение семи внедорожников террористов.
Однако чем чаще применяется авиация в черте города, тем больше возрастает риск гибели гражданских лиц в результате ошибки наведения на цели или их определения.
Недавно международная неправительственная правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что российская авиация нанесла авиаудары по населенному пункту Телль-Биса в провинции Хомс, в результате чего была уничтожена почта и пекарня, погибли по меньше мере 17 человек.
«Здание почты, по словам жителей, не использовалось по прямому назначению: в нем пекли хлеб и раздавали людям там, где конфликт повлек за собой нехватку продовольствия, — заявляют правозащитники. — По словам четырех местных активистов и спасателей, вблизи не было никаких военных целей — ни боевиков, ни баз, ни складов оружия, — а ближайшая линия фронта проходила по меньшей мере в 2 км. Жители утверждают, что трехэтажное здание почты было полностью уничтожено».
Впрочем, из других источников подтверждения данной информации не поступало, а пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг информацию правозащитников, назвав ее «газетной уткой». Тем не менее риск гибели мирных жителей при выполнении масштабных атак на противника с воздуха всегда присутствует. Не так давно американские ВВС по ошибке атаковали госпиталь международной организации «Врачи без границ» в афганском городе Кундузе, что привело к гибели по меньшей мере трех работников этой международной организации.
Как ранее сообщало российское Министерство обороны, воздушно-космическая группировка РФ применяет в Сирии боеприпасы нескольких типов.
Это свободнопадающие фугасные авиабомбы ФАБ-500, корректируемые бомбы КАБ-500, а также управляемые ракеты Х-29 класса «воздух-поверхность».
Тактико-технические характеристики (ТТХ) последних двух видов боеприпасов вполне позволяют свести к минимуму риск потерь среди мирного населения и военнопленных, которые теоретически могут быть на объекте, который попал под авиаудар. КАБ-500 наводится на цель по эталонному снимку местности с опорой на фотоконтрастные участки окружающего пространства, что позволяет уверенно наводить бомбу на малозаметные, а также замаскированные цели. В КАБ-500 реализован принцип «выстрелил-забыл»: захват цели производится с дистанции 15–17 км при метеорологической видимости до 10 км. Допускается залповое бомбометание, в том числе по разным целям. По оценкам экспертов, отклонение КАБ-500 от цели не превышает 5 м, что гарантирует ее уничтожение.
Что касается ракеты Х-29, то это еще более точное оружие, ее ТТХ позволяют свести риск ошибки при поражении объекта на уровень статистической погрешности.
Однако эта ракета имеет серьезный недостаток, который выявился при ее применении в ходе кампаний в Афганистане и Чечне. Она очень зависима от погодных условий и может промахнуться мимо цели в пасмурную и дождливую погоду. Также использование данного боеприпаса в условиях плохой видимости оказалось затруднено. Впрочем, после этих военных конфликтов данный боеприпас неоднократно модернизировали.
Кроме того, ведение боевых действий в Сирии требует от командования российской группировки увеличивать количество самолето-вылетов, что чревато увеличением расходов боеприпасов. По информации издания «Коммерсантъ-Власть»,
предприятие «Тактическое ракетное вооружение», которое выпускает ракеты Х-29, перешло на работу в три смены из-за боевых действий в Сирийской Арабской Республике.
Издание ссылалось на свой источник, знакомый с ситуацией, официально же «Тактическое ракетное вооружение» не комментировало данную информацию. В НПО «Базальт», которое производит авиабомбы, «Газете.Ru» также отказались предоставить комментарий по поводу того, пришлось ли ему увеличить количество поставок для российских военных отдельных видов боеприпасов с учетом боевых действий на сирийской территории.
Полковник в отставке военный эксперт Михаил Тимошенко в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что потребность авиации России в Сирии с течением боевых действий будет только возрастать.
«Цели будут появляться все более новые и сложные. Караваны с боеприпасами, которые получают боевики, будут делиться на мелкие схроны. Их будут прятать в различных укромных местах.
И может так получиться, что иная цель будет дороже ракеты или бомбы, которая ее уничтожит», — отметил эксперт.
Он добавил, что многие ракеты Х-29, выпущенные в советское время, уже пришли в негодность и были списаны.
«У них срок хранения всего десять лет, а выпускаем мы их с 1980 года. Впрочем, я не думаю, что мы столкнемся с резким дефицитом боеприпасов. Не уверен, что «Тактическое ракетное вооружение» — единственное предприятие, которое производит ракеты Х-29 для Российской армии», — сказал Тимошенко. Он также подчеркнул, что в настоящее время авиация Российской Федерации не применяется в плотной городской застройке. «Там уже идет пехота, бронетранспортеры и БМП. Пилот все-таки ясно должен видеть цель, чтобы не допустить ударов по своим или союзным силам. А там, где есть риск перепутать, боевые самолеты не используются», — отметил он.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин также сомневается, что Россия столкнется с дефицитом высокоточных боеприпасов в ходе боевых действий в Сирии, хотя и признает, что производство подобных бомб и ракет стоит значительных средств. «В зависимости от каждого типа боеприпаса его цена может достигать десятки или сотни тысяч долларов. Пока самое дорогое, что мы применяли в Сирии, — это крылатые ракеты Каспийской флотилии «Калибр», каждая из которых обходится бюджету страны в 40 млн руб.», — отметил Кашин. Он подчеркнул, что
вряд ли командование российской группировки будет экономить на боеприпасах высокой точности, рискуя потерять самолеты ПЗРК боевиков или уничтожить объект с мирными жителями по ошибке.
По словам представителя Центра анализа стратегий и технологий, система прицеливания даже свободнопадающих бомб ФАБ-500 также позволяет минимизировать риски поражения «не той» цели. «Нужно учитывать, что общая численность наших ударных самолетов в Сирии невелика — около 30 машин. Такое количество техники наша промышленность должна обеспечивать бомбами и ракетами без перебоев», — подчеркнул эксперт.