Колесо обозрения прокатили в суде

Создатель колеса обозрения на ВДНХ обвинил власти Москвы в давлении на парк

Анастасия Берсенева
Создатель колеса обозрения на ВДНХ Владимир Гнездилов прокомментировал «Газете.Ru» требование очистить территорию от аттракционов до 15 октября. По его словам, за этим решением стоит желание освободить землю для инвесторов. За последние 20 лет колесо стало одним из самых узнаваемых аттракционов столицы, и теперь ему грозит ликвидация.

Представители ВДНХ заявили, что в многолетнем споре о нахождении на их территории аттракционов ЗАО «Российская выставка аттракционов» (РВА) поставлена точка. Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции о расторжении договора субаренды земельного участка между ВДНХ и РВА. Теперь до 15 октября РВА должна освободить участок, расположенный справа от входа на выставку. Его трудно не заметить — в центре стоит гигантское колесо обозрения, построенное к 850-летию Москвы.

«В случае отказа передачи земельного участка в добровольном порядке, у ОАО «ВДНХ» есть право обратиться в службу судебных приставов-исполнителей, предъявив исполнительный лист.

В этом случае земельный участок будет освобожден силами службы судебных приставов-исполнителей в принудительном порядке», — говорится в заявлении выставки.

Главным аргументом остается безопасность. «С учетом солидного возраста аттракционов — более 20 лет — и интенсивной эксплуатации, рабочие механизмы луна-парка изношены, что приводит к регулярным поломкам. Три крупных сбоя произошли в 2009, 2013 и 2015 годах. В последний раз (15 марта текущего года) несколько человек оказались заблокированными на «Катальной горе Кобра». Люди провисели около получаса вниз головой в зоне «мертвой петли», пока их не вызволили спасатели», — сообщили в пресс-службе выставки. После этого последовала прокурорская проверка, а также судебный запрет работы аттракционов.

«ЗАО «РВА» предлагалось убрать морально устаревшие конструкции, создающие угрозу безопасности, и облагородить занимаемую территорию», — утверждают в ВДНХ, но на это последовал отказ.

В итоге все лето колесо обозрения и другие аттракционы не работали. Только в начале сентября через суд РВА добилась выдачи технических талонов, которые говорили о безопасности аттракционов, и карусели снова заработали.

«Пока у нас все работает, у нас есть месяц на исполнение решения суда — на вывоз объектов на территории, но мы не являемся собственниками аттракционов. Мы заключили договоры с собственниками. Поэтому мы как ЗАО «РВА», мы выезжаем, но не знаю, каким образом руководство ВДНХ будет применять решение к собственникам. Например, колесо обозрения вообще является капитальным объектом, и оно не связано договором аренды с ЗАО «РВА», — пояснил «Газете.Ru» представитель ЗАО «РВА» Александр Соколов. — Но наше мнение, что все-таки колесо останется».

Между тем нынешнее решение суда может действительно поставить точку в работе полюбившихся детям аттракционов, а также практически ставшего символом Москвы колеса обозрения. Его создатель — президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов, заслуженный конструктор России Владимир Гнездилов уверяет: колесо никто не закроет. «Газета.Ru» попросила создателя прокомментировать происходящее на выставке.

Владимир Алексеевич, вы создатель и владелец колеса…

— Да.

— Помните, как родилась идея его построить?

— Идея эта пришла в голову не мне, а Юрию Михайловичу Лужкову. Потому что в 1994 году, когда парк, расположенный напротив нас, слева от входа на Выставку, был приватизирован, у нас там стояла катальная гора. Поэтому мы предложили сделать такой же парк напротив, справа от центрального входа. Обратились с этим к генеральному директору ОАО «ВВЦ» Саюшеву Владимиру Аркадьевичу. Он сказал, что этот вопрос должно решать правительство Москвы, но он поддерживает эту идею. Они обратились к Юрию Михайловичу Лужкову, и правительство Москвы поддержало создание колеса и парка аттракционов «Москва-850», к 850-летию Москвы.

Юрий Михайлович сказал: можете сделать самое большое в Европе колесо обозрения? Мы сказали: можем.

А в мире? В мире — это дороговато, 125 метров... Вот самое большое в Европе — 70 метров — это не проблема. И поэтому было принято решение правительства Москвы, нам была выделена земля, оформлен договор, было построено колесо, другие аттракционы.

— Можете пояснить решение арбитражного суда?

— Вчерашнее решение никакого отношения к колесу обозрения не имеет. Вчера апелляционная инстанция утвердила решение первой инстанции о расторжении договора аренды земли. Но этот договор 1999 года, а колесо стоит на ВДНХ с 1995 года. И принадлежит мне на праве собственности. Ко мне, к собственнику, никто никаких требований не выставлял. А ЗАО «Российская выставка аттракционов» не предоставляет мне территорию. Я ее занимаю своим колесом с 1995 года. Российская выставка аттракционов только продает билеты.

Мне, если честно, все равно, кто будет продавать билеты. Колесо работало, работает и будет работать.

А кроме того, мы еще отсудим это безобразное решение, которое вынес арбитражный суд и апелляционная инстанция. Решение выносится в интересах ВДНХ, а ВДНХ действует в интересах инвесторов Илиева и Нисанова (бизнесмены Зарах Илиев и Год Нисанов. — «Газета.Ru»). И решение это не совсем чистое, противоречащее многим статьям закона. Мы в интернете их разместим, чтобы широкая общественность почитала, какие нынче решения суды у нас выносят.

— Понятно. А у вас же все лето это колесо не работало.

— Все лето колесо не работало по такой причине: правительство Москвы не выдало разрешения на работу этого колеса, обвинив в отсутствии разрешений. Само не выдало, само обвинило ЗАО «Российская выставка аттракционов» в отсутствии технических талонов и потребовало от суда, чтобы эксплуатация аттракционов была запрещена. 12 августа Арбитражный суд города Москвы отменил незаконные отказы в выдаче разрешений правительством Москвы и обязал выдать разрешения на работу немедленно. Немедленно они не были выданы, только 8 сентября. И теперь все аттракционы работают.

Они безопасны, у них есть заключения о безопасности. Это противоправная, отвратительная, противозаконная борьба правительства Москвы с аттракционами на ВДНХ.

— Можете объяснить, почему колесо безопасно?

— Колесо безопасно, потому что на нем за 20 лет не было никаких происшествий. Несмотря на то что оно два раза останавливалось, это не основание считать, что оно ломалось. Да, останавливалось, два раза за 20 лет. При этом никто не пострадал, никому не причинено вреда. А судебно-техническая экспертиза, которая проводилась в 2010 году, назвала этот аттракцион абсолютно надежным. И кроме того, у нас есть еще решение Арбитражного суда города Москвы 2014 года, в котором сказано, что все заявления по поводу опасности наших аттракционов не соответствуют действительности. И это решение обязательно и для мэра Москвы Сергея Собянина.

— Насколько я видела в ваших интервью, тогда вроде бы болт какой-то немножко раскрутился...

— Ну и что, раскрутился болт, дальше что?

— А можете пояснить, пожалуйста, почему так произошло?

— Пожалуйста. У колеса в 2009 году раскрутился болт. Он удерживает шестеренку, но не от падения, а он ее удерживает на валу, фиксирует. Шестеренка не может выпасть, потому что она находится между двумя пластинами, в них расположены пальцы, которые это приводное колесо и вращают. Болт никуда не может деться, ни вал не может выпасть, ни колесо. Он выполняет техническую вспомогательную функцию. Когда болт раскрутился, механики на несколько минут остановили аттракцион. Но кто-то из пассажиров позвонил в МЧС, те позвонили в прокуратуру, все примчались, и пьяный прокурор — забыл его фамилию — сказал: так, все, запрещаю эксплуатировать, давайте, МЧС, снимайте людей. МЧС едва не уронили девушку там с высоты 40 метров.

В этот момент я подъехал и сказал: включите голову и эвакуируйте людей штатным образом. Прокурор мне это разрешил.

Включили механики кнопку, колесо завертелось и ссадило нормально без всякой аварийной ситуации людей на вокзале. Эта информация содержится в материалах гражданского дела по иску прокурора. И суд Останкинский отказал прокуратуре в иске о запрещении колеса, поскольку не установил наличия ни одного дефекта, ни одной опасной ситуации.

— А вы каких-нибудь экспертов привлекали к осмотру колеса, может быть, чтобы что-то проверить лично для себя?

— Вы знаете, вот я назову себя. Я, Владимир Гнездилов, конструктор этого колеса, являюсь председателем Комитета безопасности аттракционов Международной организации по стандартизации ISU. Я являюсь главным экспертом в мире по безопасности аттракционов.

— В мире?

— В мире. Еще раз повторяю, я руководитель Комитета безопасности аттракционов Международной организации по стандартизации ISU. Выше организации нет на планете Земля.

— И вы лично проверяете какие-то аттракционы по миру?

— Проверяют мои специалисты, мои подчиненные. А катаются на этих аттракционах мои дети. Каждый сезон открывают мои дети. И вообще, вот эта шизофрения московского правительства, что мы за прибылью гонимся и угрожаем жизни посетителей... Знаете, у нас, во-первых, получают тысячи билетов сотрудники группы компаний «Мир» (специализируется на создании крупных аттракционов, Гнездилов ее совладелец и гендиректор. — «Газета.Ru»), которые катались на аттракционах. А во-вторых, такими же тысячами билеты получают сотрудники ВДНХ бесплатно, они тоже катались на этих аттракционах. Поэтому это бред, что мы ради прибыли угрожаем жизни людей. Покажите хоть один документ о том, что возникала ситуация, угрожающая жизни людей. Нет такого документа, нету.

У нас есть решение суда о том, что все заявления о небезопасности аттракционов не соответствуют действительности.

По-русски это называется клевета.