Третий месяц самарские наркополицейские и оперативные сотрудники ФСИН пытаются выйти на след неизвестного «попа», который якобы завербовал диакона Свято-Воскресенского монастыря поставлять наркотики в колонию строгого режима №13, расположенную в селе Спиридоновка Самарской области.
«В конце июня у наших сотрудников появилась информация о том, что в ИК-13 поступают наркотики, неизвестный перебрасывает их через запретную зону, а внутри заключенные забирают «дурь», — рассказывает «Газете.Ru» источник в региональном УФСИН. — Этой информацией мы поделились с коллегами из наркоконтроля. В итоге была разработана операция по поимке курьера».
Силовикам удалось узнать, когда планируется очередной переброс, и они устроили засаду. Удивлению наркополицейских не было предела, когда в назначенное время к колонии подъехал автомобиль и из него вышел священнослужитель. Он достал из-под рясы уже заготовленные свертки с наркотиками и утяжелитель, с помощью которого перебрасывал героин через забор. Полицейские скрутили монаха и доставили в отделение для допроса, в ходе которого выяснилось, что ряса и крест — это не маскировка, а монах настоящий.
«Задержанный оказался диаконом Свято-Воскресенского монастыря, он находился в состоянии наркотического опьянения, и в ходе обыска у него было обнаружено 50 г героина»,
— сообщила «Газете.Ru» официальный представитель самарского УФСКН Ольга Шелест.
Как рассказал задержанный следователям, диаконом Русской православной церкви он стал в 2009 году, а к наркотикам пристрастился в 2014-м, когда временно покинул монастырь и устроился на работу в фирму по сборке мебели. В 2015 году он решил порвать с наркотиками и снова вернулся в лоно православной церкви. Но стены монастыря не смогли уберечь заблудшую душу.
«Примерно в июне 2015 года мне на сотовый телефон позвонил молодой человек, который представился «попом». Из разговора с ним я понял, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-13, которая расположена в селе Спиридоновка Волжского района Самарской области. «Поп» предложил мне заняться совместным сбытом героина на территории данной исправительной колонии. Он обещал мне вознаграждение в виде денежных средств и в виде дозы наркотического средства. Я подумал и решил согласиться, так как другого источника дохода у меня не было, да и употребить наркотик я был не против», — написал в своих показаниях молодой диакон.
По его словам, схема поставки выглядела следующим образом.
«Поп» по телефону сообщал диакону место, где спрятаны наркотики.
Он их забирал и готовил к перебросу: упаковывал, привязывал к свертку утяжелитель, а также зажигалку-фонарик, чтобы заключенные могли найти «посылку» в темноте.
Сейчас, по словам Ольги Шелест, расследование в отношении диакона завершено. В преддверии суда, который начнется в октябре этого года, священнослужитель проходит судебно-медицинскую экспертизу. Между тем наркополицейские и сотрудники ФСИН сейчас заняты поиском неизвестного «попа», который завербовал диакона.
Кстати, на территории ИК-13 есть действующий храм для заключенных. Впрочем, по словам представителя регионального ФСКН, настоятель церкви и его прихожане из числа заключенных вне подозрения.
«Скорее всего, завербовал диакона заключенный, не имеющий отношения к РПЦ, просто он решил представиться попом, и его сейчас пытаются вычислить», — рассказывает Шелест.
В РПЦ открещиваются и от самого диакона-наркомана. Так, в приемной Самарской и Сызранской митрополии Русской православной церкви заявили, что когда-то он был насельником Свято-Воскресенского мужского монастыря, но на сан не рукополагался. «В последний раз в монастыре его видели до 2012 года», — сообщили в приемной. По данным митрополии, обвиняемый «был запрещен в служении Отраднинской Епархией Самарской области».
В синодальном отделе Московского патриархата по тюремному служению «Газете.Ru» заявили, что все батюшки, прежде чем начать служить в тюрьмах и колониях, проходят специальный инструктаж. Кроме того, в Академии права и управления ФСИН России были разработаны специальные рекомендации «для православных священнослужителей, начинающих христианское служение в местах лишения свободы».
Как следует из документа, батюшкам рекомендуется выполнять все правила и предписания нормативных актов, действующих в учреждении. «Ничего не вносите и не выносите тайно. Не давайте своему подопечному домашний адрес и телефон, ни в коем случае не принимайте от него каких-либо записок для нелегальной передачи. Вы можете оказаться втянутым в подготовку побега или какого-нибудь другого противозаконного деяния», — говорится в документе. Также батюшкам не рекомендуется вступать в разговоры о несправедливости общества, законов и критиковать власть, а кроме того, разговаривать с заключенным о содеянном им преступлении. В случае если священник ведет служение в женской колонии, то он обязан полностью исключить личностные, романтические отношения со своей стороны.
«Попытки установить романтические отношения со стороны осужденного надо вежливо, но твердо пресекать в самом начале. В беседах с подопечным полностью исключите из своего лексикона слова «заключенный», «осужденный», жаргон. Не используйте какие-либо сравнения с домашними животными (например: «ну что ты уперся, как козел», «зачем ты распетушился» и др.). Это может вызвать непредсказуемую, резко негативную реакцию, так как «тюремные правила» предписывают расценивать это как величайшее личное оскорбление», — говорится в документе.
В синодальном отделе Московского патриархата по тюремному служению говорят, что бывали случаи, когда батюшки нарушали рекомендации и проносили по просьбе заключенных какие-либо предметы.
Однако после этого они, как правило, сразу же отстранялись от служения. При этом, как подчеркивает собеседник, ни разу нарушения инструкций ФСИН не были связаны с уголовно наказуемыми деяниями.