Завершительная стадия процесса проходила в Северо-Кавказском окружном военном суде. Согласно обвинительному заключению, в апреле 2014 года Сенцов создал в Крыму террористическое сообщество, которым руководили неустановленные люди в Киеве. По версии следователей, сообщество добивалось дестабилизации обстановки в Крыму и «воздействия на органы власти». Через диверсии террористы якобы пытались заставить Кремль отказаться от Крыма в составе РФ.
По версии следствия, фактически террористы успели совершить две диверсии — поджечь двери офиса «Русской общины Крыма» и окна местного отделения «Единой России».
Однако в планах у членов группировки были подрывы памятника Ленину и Вечного огня, которые осужденные так и не успели совершить.
В ходе прений прокурор потребовал приговорить Сенцова к 23 годам лишения свободы в колонии строгого режима, а Александра Кольченко — к 12 годам.
Следствие вновь предоставило собранные доказательства вины Сенцова и Кольченко. Среди вещественных улик — пистолет Макарова, корпус гранаты РГД-5 с запалом, патроны, пиротехника, медикаменты, каски и горючие жидкости, которые оперативники изъяли в жилище предполагаемых боевиков группировки.
При этом, согласно экспертизе, на пистолете обнаружен биологический материал Сенцова.
Среди важнейших свидетелей следствия выступили Алексей Чирний и Геннадий Афанасьев. Они ранее уже были осуждены в рамках этого уголовного дела, признав вину и заключив сделку со следствием. В результате они получили по семь лет лишения свободы. Их показания, по которым уже было решение суда, стали весомым аргументом в пользу виновности Сенцова и Кольченко.
Примечательно, что еще несколько предполагаемых украинских боевиков находятся в розыске.
Сенцов и Кольченко обвинения до конца не признали и назвали дело сфабрикованным и политическим. В своем последнем слове Сенцов обличил российскую пропаганду и «режим», а затем привел в пример россиянам украинскую революцию.
«У нас тоже была преступная власть, но мы вышли против нее. Нас не хотели слышать — мы стучали в мусорные баки. Нас не хотели видеть власти — мы поджигали покрышки. В конце концов мы победили, — заявил Олег Сенцов. — То же самое произойдет у вас рано или поздно. В какой форме — я не знаю, и
я не хочу, чтобы кто-то пострадал, просто я хочу, чтобы вами больше не правили преступники».
В результате суд приговорил Сенцова и Кольченко к 20 и 10 годам тюрьмы соответственно, причем Сенцов будет отбывать наказание в колонии строгого режима.
Президент Украины Петр Порошенко вскоре после приговора Олегу Сенцову призвал его «держаться» и заявил, что судившие режиссера сами окажутся «на скамье подсудимых».
«Держись, Олег. Придет время, и те, кто организовал над тобой судилище, сами окажутся на скамье подсудимых!» — написал украинский президент в своем твиттере, снабдив пост фотографией Сенцова за решеткой.
<2>
Ранее президента Владимира Путина не раз просили вникнуть в судьбу арестованного режиссера. 10 июня 2014 года кинорежиссеры Педро Альмодовар, Вим Вендерс, Агнешка Холланд, Майк Ли, Кшиштоф Занусси, Анджей Вайда, Кен Лоуч и ряд других призвали Путина гарантировать Сенцову безопасность, обнародовать его местонахождение, предъявить ему четкие обвинения или освободить, а также провести прозрачное расследование его задержания.
Также одну из подобных петиций подписал режиссер Никита Михалков.
10 сентября 2014 года глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко сообщил о том, что Олег Сенцов наряду с летчицей Надеждой Савченко и заместителем председателя запрещенной в России УНА-УНСО (организация запрещена в России) Николаем Карпюком числятся в списках задержанных граждан Украины, которые были похищены или незаконно удерживались, или преследовались, обмен которыми предусмотрен после достижения минских договоренностей.