Родители школьников порой имеют смутное представление о требованиях, которым должен соответствовать портфель. Но основные моменты все угадывают. «Яркий, легкий, со светоотражающими элементами. Именно такой я и искала для моей дочери, которая пойдет в этом году в первый класс, — рассказала риелтор, жительница столичного района Марьино Александра Фомина. — Но вообще выбирала больше не я, а дочь, что ей понравилось, то и взяли. Я, конечно, в первую очередь на цену смотрела — он стоил около 3 тыс. руб., а вот сколько портфель весит, я не посмотрела. Вроде легкий. Пенал и другие нужные предметы тоже дочка выбирала».
Между тем к выбору школьного ранца надо подходить со всей серьезностью, если родители хотят, чтобы у ребенка была правильная осанка. Для этого разработаны специальные нормы, которые прописаны в законах РФ «О защите потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме того, учебники проверяются на соответствие санитарным правилам. А портфели обязательно должны соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначающейся для детей и подростков». Тут контролируются не только показатели санитарно-химической и токсикологической безопасности материалов, но и размеры, вес и конструкция сумки. Родителям под силу самостоятельно проверить последние параметры.
В первую очередь нужно проверить, есть ли на портфеле маркировка, содержащая информацию о возрасте покупателя.
«Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 г и для обучающихся средних и старших классов — не более 1 кг», — сообщили в Роспотребнадзоре России.
Поэтому если в магазине предлагают ранцы для первоклашек и при этом не могут точно назвать вес рюкзака, стоит поискать товар в другом месте.
Затем надо исследовать спинку ранца. «Портфели для младшеклассников должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса», — пояснили в Роспотребнадзоре. Впрочем, в последнее время трудно найти школьные ранцы с мягкой и тонкой спинкой.
Для уточнения других параметров портфеля потребуется сантиметр. Высота его должна быть 30–36 см, высота передней стенки — 22–26 см, ширина — от 6 до 10 см, а длина плечевого ремня — не менее 60–70 см при ширине в 3,5–4 см в верхней части, причем таким он должен быть на протяжении 40 см.
В Роспотребнадзоре рассказали о хитрости, как вычислить оптимальный вес заполненного школьного ранца.
«В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка», — пояснили в ведомстве.
Согласно нормам, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей должен быть для учеников 1-х и 2-х классов не больше 1,5 кг, для 3–4-х классов — не более 2 кг, для 5–6-х классов — не более 2,5 кг, для 7–8-х классов — не более 3,5 кг, а для 9–11-х классов — не более 4 кг.
Официально одобренные комиссией Минобразования школьные учебники уже соответствуют стандартам. Поэтому можно рассчитать в уме, не взвешивая, сколько именно килограммов придется носить на спине школьнику. Учебники для 1–4-х классов весят 300 г, для 5–6-х классов книга будет весить 400 г. Учебник для 7–9-х классов потяжелеет до полкило, а для 10-х и 11-х классов — 600 г.
Конечно, нельзя забывать о светоотражающих деталях на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане. В темное время суток ребенок будет виден для проезжающих мимо машин. Кроме того, яркие и контрастные цвета тоже являются предпочтительными, уточняет Роспотребнадзор.
Если у родителей возникли дополнительные вопросы, связанные с содержимым школьного портфеля, то на них с 24 августа по 6 сентября готовы ответить специалисты Роспотребнадзора совместно с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров. В каждом регионе России в управлении ведомства есть своя «горячая линия».
В Минобразования уже несколько лет говорят о необходимости снижать вес школьного портфеля. Для этого планируется переход на новые электронные учебники, которые появятся в школах уже в этом году.
Как ранее подчеркнул министр образования Дмитрий Ливанов, о полной замене обычных бумажных учебников на электронные пока речи не идет, но их внедрение позволит разгрузить ранец. Между тем с 1 января этого года все школьные учебники, включенные в федеральный перечень учебников, переведены в электронную версию. Содержание учебника в электронной форме должно соответствовать печатной версии и дополнять ее мультимедийными и интерактивными элементами
«Новация 2015–2016 годов — это электронные учебники. С 1 сентября у каждой версии бумажного учебника в школах могут появиться электронные версии учебников. Какой выбрать учебник — электронный или бумажный, или оба одновременно, решаете прежде всего вы — образовательные учреждения, учителя, ученики и родители», — цитирует РИА «Новости» первого замминистра образования и науки РФ Наталью Третьяк. Она выступала 21 августа в Новосибирске на съезде работников образования Новосибирской области.
Электронные учебники появились в некоторых школах Москвы еще пять лет назад. А в этом году планируется в 28 школах создать электронные библиотеки в рамках программы «Школа новых технологий», сообщают управы столичных районов со ссылкой на руководителя направления информатизации образования департамента информационных технологий Москвы Марию Коссе.
Речь идет о платформе электронных образовательных материалов, где размещены учебные пособия, хрестоматии и художественная литература.
В прошлом году ее тестировали 6 школ, в этом году присоединятся еще 28 школ. «Также в декабре мы планируем открыть доступ к платформе электронных образовательных материалов всем желающим: учащимся, учителям, родителям», — заявила Коссе на IT-семинаре в департаменте образования Москвы.
По ее словам, в столице отмечается рост успеваемости школьников, и рывок сделали те, кто пользовался электронными учебниками и книгами. Показатель их успеваемости вырос на 10%, говорит Коссе. «К электронным учебным материалам в школах добавляются и другие технические новинки, например интерактивные доски, которые могут интегрироваться с электронными дневниками, проектом «Электронная карта в образовании» и библиотекой», — пояснили в управе.