Карнавала нет

Что станет с праздниками красок в Москве после событий в Измайлове

Московские власти утверждают, что праздник красок «Холи», закончившийся привлечением ОМОНа 15 августа, не был согласован. Тогда как организаторы настаивают на том, что получили разрешение от управы района Измайлово. «Газета.Ru» разбиралась, как религиозный праздник превратился в фестиваль, привлекающий тысячи москвичей, и что будет с подобными мероприятиями в будущем.

В субботу, 15 августа, на стадионе «Ракета» в Измайлове должен был состояться очередной фестиваль красок «Холи» — стремительно набирающий популярность вид досуга, когда посетители осыпают друг друга смывающимися порошковыми красками. Организаторы подали соответствующую заявку и получили разрешение от властей района, после чего начали готовиться к празднику и монтировать сцену.

Вечером накануне праздника, по словам организаторов, им позвонил другой представитель управы и устно объявил, что мероприятие отменяется. Организаторы перезвонили участковому, уточнили, было ли распоряжение об отмене фестиваля, и, услышав, что информации об этом нет, все же решили провести мероприятие.

Праздник начался в 12.00, поначалу все шло по плану: посетители исправно кидались горстями краски и всячески веселились под музыку. Примерно в 14.30 приехали представители управы с ОМОНом и, по словам организаторов, закрыли ворота на стадион, пошли к сцене, попросили выключить музыку и объявили, что мероприятие закрыто.

«Что веселитесь? Сейчас мы вам покажем, как нужно веселиться», — цитируют организаторы приехавших чиновников.

Молодежь недоумевает, пытается найти свои вещи, которые они сдали на входе охране, остается на стадионе, начинает просто включать музыку на телефонах и плеерах, веселиться дальше, продолжают организаторы. После чего на поле въезжает полицейская машина, а ее пассажиры через громкоговорители стали разгонять молодежь, требовавшую «продолжения банкета».

То тут, то там возникали стычки с ОМОНом: сначала на стадионе, потом и около метро. Люди начали выкрикивать матерные лозунги, кидаться палками в машины полицейских и залезать на крыши автомобилей, кто-то сломал светофор, кто-то забрался на полицейскую будку, разбил стекло троллейбуса. Несколько человек получили серьезные травмы и были госпитализированы.

Несколько подростков остановили троллейбус и начали бить его ногами, тем самым парализовав движение транспорта.

Возле станции метро «Партизанская» на некоторое время произошел стихийный митинг, люди оцепили выход из вестибюля, садились на проезжую часть.

<1>

Группа зачинщиков беспорядков была доставлена в ближайшее ОМВД. С ними была проведена профилактическая беседа, на некоторых — составлен протокол об административном правонарушении, сообщил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы ГУ МВД по Москве Андрей Галиакберов. По данным столичной полиции, на фестивале находилось более тысячи человек. «Молодые люди переходили проезжую часть в неположенном месте, что создавало угрозу для них самих и для водителей, возникла угроза давки», — отметил Галиакберов.

При этом, по версии столичных властей, организаторы фестиваля даже не предприняли ни одной попытки согласовать мероприятие. «Если бы организатор согласовывал мероприятие с массовым пребыванием людей по всем правилам, по принятому порядку, мы бы ему помогли. Тем более что в Москве в этом году успешно проводились аналогичные праздники.

В данном случае организатор даже не предпринял попыток смоделировать всю ситуацию, хоть как-то согласовать с властями — просто сделал объявление, чтобы посетители приходили»,

— рассказал «Газете.Ru» глава департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Алексей Майоров. По словам чиновника, мэрия не будет препятствовать проведению подобных праздников, если они не будут нарушать существующее законодательство о массовых мероприятиях.

Изначально праздник «Холи» — индуистский фестиваль весны, который традиционно празднуется в конце февраля — начале марта. Длится он три дня: в первый день разводится костер для сожжения огромного чучела, проводится прогон скота через огонь и хождение по углям. На второй и третий дни участники праздника устраивают шествие до наступления сумерек, осыпая друг друга цветным порошком, поливая подкрашенной водой или грязью.

В Москве впервые массово этот праздник был проведен три года назад — и от первоначального формата в нем осталась только цветная порошковая краска и, собственно, название. На краске и делают основные деньги организаторы мероприятий.

Вход на фестивали бесплатный, а вот за пакетик надо заплатить — в среднем, около 200 рублей. Учитывая, что краску закупают максимум за 50 рублей за маленький пакетик (а для оптовых партий и крупных объемов цена получается еще ниже), каждое мероприятие собирает не менее тысячи гостей, а только этим летом фестивали проводятся буквально через выходные, — прибыль получается неплохая.

Это не считая доходов от сувенирной продукции, общепита и других сторонних источников. Всего сейчас в Москве насчитывается четыре-пять наиболее крупных компаний, организующих праздники красок, — и каждая из них утверждает, что именно их мероприятие самое крупное, веселое и, конечно, безопасное для здоровья.

Между тем эксперты не удивлены такой резкой трансформации религиозного праздника в обычный вид городского досуга. «В принципе, ничего плохого в таких праздниках я не вижу, потому что город, если в нем нет элементов карнавальной культуры, не может считаться современным, «живым».

Москве, которая долгое время была городом-офисом для всей страны, остро не хватает элементов карнавализации.

Ситуация усугубляется тем, что любое действие в столице автоматически превращается в официоз, будь то День города или Масленица. И чем больше институты власти наступают на привычные праздники, тем больше запрос на создание праздников альтернативных», — пояснил «Газете.Ru» директор центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн.

По словам Вахштайна, праздники, связанные с тем, чтобы кого-то испачкать, свойственны многим странам. Эксперт привел в пример испанский праздник «Ла Томатина», когда люди кидаются друг в друга помидорами, который изначально также имел религиозный характер.