Сын известного русского писателя Леонида Андреева Даниил в годы Великой Отечественной войны служил в санитарной команде, по льду Ладожского озера вместе с дивизией вошел в блокадный Ленинград. Арестован в апреле 1947 года и по «антисоветской» 58-й статье УК РСФСР приговорен к 25 годам лагерей, реабилитирован через десять лет. Изможденный писатель после освобождения прожил 23 месяца, из них несколько — в Горячем Ключе, где завершил свое главное произведение — роман «Роза Мира».
В книге изложено религиозно-философское учение Андреева, источником которого, по словам автора, стал поток озарений, посещавших его с 15 лет, с особенной ясностью — во Владимирской тюрьме. В советское время книга распространялась в «самиздате», впервые ее официально напечатали только в 1991 году.
Многие считают «Розу Мира» одним из самых фантастических произведений русской философии и литературы. В свою очередь, представители РПЦ называют роман сектантским: «Сам язык Андреева замыкает его вне мира христианской традиции». В то же время ЮНЕСКО включило Даниила Андреева в топ-100 значительных людей ХХ века.
«Поиски рукописи «Розы Мира» начались с мистики: накануне экспедиции на канале «Культура» вышла передача об Андрееве, тут же мы узнали, что в сентябре в Горячем Ключе пройдет семинар библиотекарей, посвященный этому писателю. Со всех сторон притягивалась информация», — рассказала «Газете.Ru» член Русского географического общества, краевед Галина Кучинская.
О том, где жена писателя советская художница Алла Андреева спрятала рукопись, гадать не пришлось. Место четко указано в ее книге «Плавание к Небесной России»: «Даниил напечатал «Розу Мира» в двух экземплярах, и второй экземпляр я зарыла на вершине хребта, который перегораживал ущелье с запада на восток. За спиной у меня был Горячий Ключ, впереди — река, а за дальними горами — море.
Я увидела триангуляционную вышку и, решив, что от нее хоть насыпь останется, отмерила тринадцать шагов до раздвоенного дерева, на котором перочинным ножичком вырезала крест. Под ним я и зарыла рукопись в бидоне и думаю, что больше ее никто никогда уже не найдет.
Лес там давно разросся. Крест теперь, вероятно, Бог знает на сколько метров поднялся вверх. Да и нет никакой необходимости искать ту рукопись. Первый экземпляр мы увезли в Москву, я его хранила тридцать лет и сейчас храню».
Тайник находится на горе Ключевой — популярном пешем туристском маршруте в Горячем Ключе. «От курортного парка крутой подъем, примерно на 300 м, и за полчаса можно дойти до вершины. Главный ориентир, вышка, не сохранился. Но сотрудники музея связались с геодезическим управлением, выяснив, где вышка была в конце 1950-х годов, и нашли ее основание», — пояснила краевед.
В радиусе 30 м от предполагаемого тайника земля оказалась перекопанной, видны и совершенно свежие подкопы — вероятно, поклонники необычного давно ищут артефакт.
«Горячий Ключ стал последним творческим пристанищем Даниила Андреева, здесь он привел тюремные рукописи в порядок, в октябре 1958 года окончив главный труд своей жизни, — продолжает Кучинская. — Сама книга — мистическое произведение, жена писателя не хотела, чтобы нашли спрятанный ею второй экземпляр. Поэтому, наверное, нормально, что его и не находят. Видимо, есть некое провидение, высшие силы, которые хотят, чтобы книгу не потревожили».
Собеседница уточнила: несмотря на сложные взаимоотношения с РПЦ, супруги Андреевы до конца дней считали себя православными, а незадолго до поездки в Горячий Ключ Даниил Леонидович и Алла Александровна обвенчались в Ризоположенском храме на Шаболовке.
Представитель РГО также сообщила, что
краеведы выступили с инициативой установки памятного знака на месте, где зарыта рукопись самого мистического романа XX века.
Как будет выглядеть монумент, решать местному совету депутатов.
«Мы хотели бы обозначить, что здесь жил великий человек. Нет надобности писать, что тут закопана рукопись, это привлечет нездоровое внимание, наша задача — увековечить память», — подчеркнула Галина Кучинская.
Главный хранитель городского исторического музея Александр Верещак рассказал «Газете.Ru», что
куда больший интерес представляет не розыск рукописи «Розы Мира», а само внимание к факту проживания Андреева в Горячем Ключе.
«Горячий Ключ позиционируется как курортная и туристическая территория. Очевидно и то, что природа городка не хуже и не лучше, чем, например, на Сахалине, Урале, Подмосковье. Она просто другая. Поэтому люди ищущие, творческие воспринимают живописные окрестности только как антураж путешествия. Главное, что занимательно для них, — история места, события, связанные с ним, и интересные исторические личности. Подобные Даниилу Андрееву, замечательному русскому мыслителю, философу, поэту и прозаику. Местные власти могут развивать интерес к Горячему Ключу, опираясь на наследие Андреева и других выдающихся персон, которые здесь творили», — рассуждает Верещак.
По мнению главного хранителя городского музея, саму рукопись могли найти еще тогда, когда «Роза Мира» была под запретом, — во время Великой Отечественной войны этот хребет был важной немецкой оборонительной высотой. «Вполне возможно, учитывая характер находки, что некий солдат-минер мог найти бидон с рукописью, доложить об этом командиру, а тот — сдать в КГБ, таков был порядок. Экземпляр мог быть уничтожен дерзкой рукой или же остается лежать в секретных архивах», — подытожил Александр Верещак.