Нужно больше храмов
Программа «200 храмов» предполагает возведение церквей в районах Москвы так, чтобы, по словам Юрия Лужкова, утвердившего в 2011 году проект, «не было мест, где храм не находился бы на расстоянии шаговой доступности». Предполагается, что храмы должны появиться во всех административных округах Москвы, кроме Центрального. Процессом строительства руководит Фонд поддержки строительства храмов Москвы. Его сопредседателями являются мэр Сергей Собянин и патриарх Кирилл.
По информации председателя Фонда поддержки строительства храмов Москвы архиепископа Егорьевского Марка, в рамках реализации программы в городе построено уже 17 храмов, еще около 30 находится в стадии строительства. Кроме того, на некоторых участках построены временные легковозводимые деревянные храмы. По словам архиепископа Егорьевского Марка, самый главный двигатель проекта — это востребованность храмов горожанами. «Раньше люди часто молились в тесноте или им приходилось долго добираться до храма, теряя драгоценное время, — рассказывает председатель Фонда. — Православный храм отличается от мечети или синагоги. Мусульманину, например, чтобы помолиться, не нужна мечеть. Он может постелить коврик в спортзале, офисе и помолиться. А в мечети он слушает проповедь.
Но с помощью новых технологий человек может послушать проповедь и по интернету. А православный храм — то место, где совершается бескровная жертва, где проходит богослужение».
Тем временем в отдельных районах города жители буквально встают на пути у строек.
Ночь в палатке, день в суде
Так, в Лосиноостровском районе уже более 40 дней и ночей длится гражданское противостояние строительству храма в парке «Торфянка». Жители района разбили там палаточный лагерь и круглосуточно дежурят на месте предполагаемой стройки, не пуская туда спецтехнику. Между протестующими и православными активистами, которые выступают за строительство, в парке регулярно случаются столкновения, провокации. В конфликт вмешался патриарх Кирилл и призвал сторонников и противников стройки разойтись и дождаться решения суда насчет ее законности. Один из жителей района, Денис Гончаренко, который ночует в лагере в «Торфянке» уже месяц, уверен, что парк удастся отбить. «В местной газете не было объявления о публичных слушаниях, хоть в протоколе и написано обратное», — рассказывает он. В Бабушкинском районном суде уже состоялось рассмотрение дела о нарушениях в проведении публичных слушаний. «Мы подали заявление об отказе от иска, это было сделано намеренно: этим шагом мы инициировали проверки в прокуратуре и МВД.
Раньше эти органы бездействовали, ссылаясь на суд, а теперь будут рассматривать это дело в рамках прокурорской проверки», — сообщил Денис Гончаренко.
Похожая история разворачивается и в Ясенево, где жители тоже протестуют против постройки храма на территории зеленой зоны. Недавно они помешали священникам и прихожанам установить крест на месте предполагаемого строительства.
Подписи, петиции, обращения к мэру
Еще в одном месте, в Тропарево-Никулино, жители собирают подписи против постройки шестого по счету в районе храма. В петиции, размещенной в интернете, сказано, что публичные слушания по вопросу выбора участка для строительства храма были проведены с множественными нарушениями: «именно с целью избежать выражения протеста и была выбрана дата проведения публичных слушаний — 29 декабря, что позволило получить заведомо низкую явку в связи с отсутствием жителей в городе в предпраздничные и праздничные дни».
Были случаи, когда местным жителям все же удавалось отстоять парк. Так, в 2011 году в Ново-Переделкино разразился скандал вокруг постройки храма в 50 м от жилых домов.
Жители переживали из-за потери части двора и ледовой горки. Около 500 жителей района подписали обращение на имя Сергея Собянина с просьбой отменить строительство. В итоге храмовый комплекс перенесли на другое место.
«Преступление против памяти»
Среди противников строительства храмов на выделенных в собственность РПЦ территориях есть и православные горожане. Эксперты сошлись во мнении, что протестующие не выступают против возведения храма как такового, а лишь просят перенести его на другое, более удобное место.
Так, жители района Ростокино оспаривают в суде законность постановления московского правительства о возведении храма на территории местного парка.
Земля, на которой собираются возвести храм, является зоной охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия — акведука через реку Яузу. Это старейший мост Москвы: он был построен еще во времена Екатерины Великой.
Еще до начала слушаний 20 июля заявители потребовали отвода судье Михайловой и всему составу Мосгорсуда. Одной из причин недоверия суду стал тот факт, что на территории Мосгорсуда расположена православная часовня. По мнению заявителей, это демонстрирует конфессиональные предпочтения суда и дискредитирует его беспристрастность.
Заявители апеллируют к тому, что генеральным планом Москвы в местах общего пользования озелененных территорий природного комплекса города не предусмотрено размещение каких-либо объектов.
«Парк является территорией общего пользования, так же как и дороги или набережные», — утверждает Андрей Болдов, представитель стороны заявителей.
Кроме того, заявляют они, гражданам страны гарантируется сохранность объектов культурного наследия — а храм собираются построить в зоне ландшафта памятника времен Екатерины II. «Это преступление против исторической памяти, наследия мировой инженерной культуры», — отметила на заседании сторона истцов.
Строить нельзя сносить
Представители московского правительства и Москомархитектуры заявили в суде, что постройка храма на территории Ростокинского парка имеет все законные основания. По их словам, московское законодательство допускает перевод озелененной территории общего пользования в территорию ограниченного пользования, на которую уже не будет распространяться запрет на застройку. Так, из территории Ростокинского парка было выделено место для возведения храма. Как отметил представитель Москомархитектуры, этот участок никакого природоохранного комплекса не имеет, особо ценных объектов экологическая экспертиза там не обнаружила.
Объяснения суд удовлетворил, и заявление жителей Ростокино было отклонено. «Постановление Москвы написано так, что в случае необходимости можно корректировать назначение земель и осуществлять на них строительство», — комментирует ситуацию адвокат Александр Карабанов.
Другой юрист, Константин Трапаидзе, говорит о том, что существует возможность узаконить любую процедуру в связи с обращением граждан.
«Если жители Москвы обратятся с просьбой выделить землю на общественные нужды, правительство сможет принять решение о предоставлении для них земли. Так в свое время власти принимали программу размещения на каждой станции метро точек распространения корреспонденции», — отмечает он.
Однако участники сопротивления не собираются сдаваться. Андрей Болдов рассказал «Газете.Ru», что планирует обжаловать решение суда: «Мы еще раз неоднократно зайдем в суд, но в конце концов все наладится. Не раз на уровне Мосгорсуда по разным делам были отказы. Верховный же суд менял положение вещей. Там толковые люди, на них у нас большая надежда».
Не слышно публичных слушаний
Архиепископ Егорьевский Марк поспешил успокоить горожан, которые опасаются того, что из-за строительства храмов в парках пострадает экология города. Он отметил, что город выбирает именно такие участки, потому что традиционно храмы всегда строили в самых красивых местах — на холмах или среди деревьев.
«Мы творцы зеленых зон. Не идет никакой речи о массовой вырубке деревьев. Мы, наоборот, подсаживаем деревья и цветы.
При этом в прихрамовые зеленые зоны приходит еще больше людей, чем в обычные парки. В парки обычно идет подвыпившая молодежь, в то время как на территории храма царит атмосфера мира и покоя, там спокойно смогут гулять мамы с колясками», — говорит архиепископ Марк.
Процесс выбора земли для строительства храма происходит следующим образом. «Москомархитектуры подбирает земельный участок, затем доносит свое решение до префектур округов. Префектура обязана отследить, подходит ли участок для строительства, а также согласовать возведение храма с местными жителями посредством публичных слушаний. Если все эти процедуры пройдены, участок передается исполнителям строительства», — рассказали «Газете.Ru» в департаменте городского имущества Москвы.
В префектуре Северо-Восточного округа, к которому относятся и «Торфянка», и Ростокино, утверждают, что перед строительством храмов всегда проводят публичные слушания, на которых учитывается общественное мнение. «Бывают даже случаи, когда большие помещения для слушаний не вмещают всех желающих принять участие: приходят сотни человек», — рассказали в префектуре. «Сегодня мы четко следим за тем, чтобы оповещение жителей прошло на должном уровне: объявление о слушаниях размещается в окружной газете.
Однако бывали случаи, когда происходили накладки с оповещением. Сейчас изучается, насколько четко были выполнены предписания по оповещению жителей о публичных слушаниях в «Торфянке», — отметили в префектуре.
Жители Ростокино тоже недовольны тем, как были проведены публичные слушания в их районе. По словам местной жительницы Натальи, должного оповещения о публичных слушаниях в Ростокино не было, кроме того, они прошли с нарушениями. Так, например, по ее словам, публичные слушания прошли в 2012 году, на них была согласована одна территория, не затрагивающая парк, а в акте о выдаче земельного участка от 2013 года обозначена совсем другая.
Однако Наталья уверена, что вопрос о постройке храма в парке и вовсе не должен был выноситься на публичные слушания.
«Парк — это неприкосновенный запас для всех конфессий. А значит, приглашая жителей на публичные слушания, власти призывают их принять участие в нарушении законодательства», — утверждает жительница Ростокино.
Муниципальный депутат Таганского округа Москвы Илья Свиридов считает, что публичные слушания не могут полноценно выявить общественное мнение: «Исходя из моей практики, большинство местных жителей игнорируют публичные слушания: на них приходят 100 человек из 116 тыс. жителей. Это нерепрезентативная выборка. У людей свои проблемы — сходить в магазин, накормить детей, ухаживать за родителями».
Христиане или храмофобы?
По мнению архиепископа Егорьевского Марка, протесты организованы провокаторами-богоборцами, которые часто даже не являются жителями тех районов, где занимаются борьбой. Архиепископ также отмечает, что нет ни одного протеста со стороны представителей других конфессий.
«В суд пришли обычные жители Москвы, которые поддались влиянию храмофобского движения, — комментирует происходящее Юрий Шубин, представитель Союза православных граждан.
— Им лгут: зовут на митинг против застройки парка, в то время как целиком парк отбирать никто не собирается. В листовках пишут, что храм займет 7 соток, а в проекте прописано, что застроено будет всего 0,36 га».
Депутат Мосгордумы, член комиссии по государственной собственности и землепользованию Андрей Клычков утверждает, что власти занимаются обвинением жителей города в храмоборчестве вместо устранения конкретных градостроительных ошибок при выборе земельного участка. «Эта программа больше напоминает строительную кампанию по освоению земельных участков.
Мной она воспринимается как агрессивная точечная застройка, при которой людей делят на верующих и неверующих, а не прислушиваются к их конструктивным доводам», — отмечает Андрей Клычков.
Как депутат Рязанского района, он рассказывает о ситуации в своей местности: «У нас хотят построить храм в единственном зеленом комплексе в районе. 99% жителей, выступающих против постройки, предлагают другое место для возведения храма. Однако диалога с властью у нас пока не получается». Депутат подчеркивает: «Мы за строительство храма, но так, чтобы это не шло вразрез с интересами жителей. Они имеют право на благоустроенную территорию. Тем более существуют обоснованные опасения, что строительство в зеленых зонах приведет к ухудшению сложившейся инфраструктуры».