Город засыпает, просыпаются мигранты. Под покровом темноты группы молодых чернокожих людей (как правило, по 10–12 человек) каждую ночь пытаются прорваться в тоннель под Ла-Маншем. Попытки продолжаются с начала 2015 года — представители Eurotunnel утверждают, что за шесть месяцев они остановили порядка 37 тыс. нелегалов.
На этой неделе попытки незаконно перебраться из Франции в Великобританию предпринимаются ежедневно. Во вторник пересечь Ла-Манш попробовали около 1,5 тыс. мигрантов, а днем ранее было зафиксировано почти 2 тыс. попыток мигрантов пробраться в тоннель. Попытки штурмовать тоннель продолжились и накануне, поэтому к терминалу были дополнительно отправлены 120 французских полицейских — это при том, что район уже патрулируют 250 жандармов.
Молодые люди и девушки, прикрывая лица руками, перелезают через дыры в металлическом заборе, а затем прячутся в товарных поездах, идущих в Великобританию через Ла-Манш. Для борьбы с подобными «зайцами» французские стражи порядка используют самые новейшие средства — вплоть до инфракрасных детекторов.
Противостояние правоохранителей с мигрантами разворачивается во французском порту Кале. Именно там находится лагерь беженцев, который местные уже успели прозвать «Новые джунгли».
Лагерь имеет очень удобное стратегическое расположение — он стоит всего в нескольких сотнях метров от порта и железнодорожных терминалов. По данным французских властей, к началу июля на окраине города скопилось около 5 тыс. мигрантов. Как правило, они прибывают во Францию из Эфиопии, Эритреи, Судана и Афганистана. «Би-би-си» рассказывает, что один афганец даже успел открыть кафе в Кале и теперь не хочет уезжать оттуда. Однако этот случай скорее исключение, чем правило, — большинство постояльцев лагеря руководствуются принципом «Либо Англия, либо смерть».
Некоторые попытки добраться до заветных Британских островов действительно заканчиваются летальным исходом.
На этой неделе во время штурма тоннеля погиб молодой человек, которого французская полиция описывает как суданца 25–30 лет.
Вероятно, он был раздавлен выезжавшим из тоннеля грузовиком. На прошлой неделе на крыше одного из вагонов в английском Фолкстоне было обнаружено тело еще одного мигранта, что вызвало перебои в движении поездов. За лето 2015 года в тоннеле погибли уже 11 мигрантов, счет травмированных идет на десятки. При этом достичь своей цели пока что удалось только 150 мигрантам.
Инциденты с нелегалами неизбежно вызывают серьезные задержки в прохождении поездов по тоннелю. В минувший вторник пассажирам пришлось ждать около часа на британской стороне и полчаса на французской. Из-за нарушений в расписании товарных поездов страдает британский бизнес — потери оцениваются в £1,5 млн ($2,3 млн) в день, не говоря уже о гигантских пробках из фургонов, ждущих товар из Франции.
Впрочем, кризис в Кале является головной болью для обеих сторон — как для Британии, так и для Франции. Тем временем сама компания Eurotunnel потребовала от Лондона и Парижа компенсации за убытки, вызванные действиями нелегальных мигрантов.
Во вторник министр внутренних дел Франции Бернар Казнев обсудил проблему нелегальных мигрантов со своей коллегой Терезой Мэй. По итогам переговоров стало известно, что Британия выделит дополнительные £7 млн ($10,9 млн) на укрепление безопасности железнодорожного терминала Евротоннеля с французской стороны. Стороны также договорились предпринимать совместные усилия по депортации мигрантов — правда, как именно это будет осуществляться, не уточнили.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, попавший под шквал критики за бездействие в сложившейся обстановке, назвал ситуацию в Кале «недопустимой» и созвал заседание чрезвычайного комитета правительства Cobra.
По мнению премьера, в кризисе виноваты «стаи мигрантов», незаконно пересекающих Средиземное море в поисках лучшей жизни. Кэмерон подчеркнул, что французские власти должны принять незамедлительные меры, чтобы пресечь нелегальную миграцию.
В британском парламенте раздаются более радикальные призывы. Накануне консерватор Эндрю Перси заявил, что ситуация в Кале вышла из-под контроля — существующие механизмы по борьбе с мигрантами не работают, и французские правоохранители оказались бессильны. «Пора предпринимать более жесткие меры, в том числе с привлечением армии. Народ Британии требует защиты собственных границ, и мы должны сделать все, чтобы выполнить это требование».
Впрочем, глава МВД Соединенного Королевства этот вариант поспешила отвергнуть. «Самое главное — оборудовать защитные ограждения и работать вместе с Eurotunnel, чтобы предпринять все меры безопасности», — успокоила Мэй.