Москва в окопах

Почему перекопали улицы Москвы

Анастасия Алексеева
С началом лета Москва превратилась в большую стройку. Несколько десятков улиц оказались перекопаны, тротуары разобраны, а машины замерли в новых пробках. Так в столице начались масштабные работы по благоустройству улиц в рамках программы «Моя улица». «Газета.Ru» обсудила с экспертами, как должны выглядеть улицы после ремонта и что не учли градостроители.

Этим летом в центре столицы не разгуляешься, и виной тому вовсе не погода. Траншеи и узкие деревянные настилы вместо тротуаров на Триумфальной площади, «окопы» на Большой Никитской, развороченный асфальт на «похудевшей» на несколько полос Новослободской и похожая ситуация на других московских улицах не сильно располагают к променаду.

Мэр Москвы Сергей Собянин в минувший четверг уже принес извинения жителям города за неудобства, «которые неизбежны при реконструкции улиц».

По его словам, ко Дню города большая часть работ будет закончена.

О необходимости благоустроить московские улицы было заявлено в прошлом году. В итоге решено запустить программу «Моя улица», в рамках которой за четыре года будут обустроены 3,7 тыс. улиц общей протяженностью 3,4 тыс. км, что сопоставимо с расстоянием от Москвы до Новосибирска. В «первую очередь» попали 50 улиц, включая семь вылетных магистралей. Среди основных видов работ — расширение тротуаров, ликвидация наружных кабельных сетей, установка дополнительного освещения, устройство велодорожек, ремонт фасадов и озеленение.

Как считают эксперты, в целом идея программы «Моя улица» хороша и правильна, однако при ее реализации, как обычно, остались моменты, которые градостроители не учли. К примеру, лето — самая популярная пора с точки зрения въездного туризма, а сложное передвижение по улицам существенно снижает привлекательность столицы среди иностранцев и путешественников из России.

Да и сами москвичи хотели бы прогуляться по летним улицам по вечерам и при этом любоваться видами, а не смотреть постоянно под ноги.

«Не здорово, что все улицы сразу одновременно перекопаны. У нас делается по старинке: мощности по раскопке больше, чем мощности по укладке кабеля, а опираются все равно на первое», — рассказал «Газете.Ru» председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов.

По его мнению, при планировании ремонтных работ следует учитывать именно мощности по укладке кабеля и уже исходя из этого разрывать дороги. «За рубежом ремонт улиц производится очень быстро, там ямы не стоят раскопанные. За прорытым каналом сразу идет бригада, которая укладывает кабель, потом — которая трамбует и заливает бетоном. Буквально два-три дня этот процесс занимает. У нас же сначала все разрывают, потом начинают укладывать. Это неправильно», — говорит Соколов.

Кроме того, как считают эксперты, недостаточно внимания уделено безопасности и удобству пешеходов во время дорожно-ремонтных работ. «Не сделали новую инфраструктуру взамен той, которую перекопали.

Сузив проезжую часть, надо было сделать какие-то настилы, по которым люди могли бы в наше дождливое лето ходить и не переживать, что вот тут грязь, а тут лужи по щиколотку.

Сейчас если и сделали где альтернативные дорожки, то они такие узкие, что вдвоем не пройти и со встречным пешеходом не разминуться», — рассказала «Газете.Ru» куратор направления «Пешеходы и велосипедисты» экспертного центра «Пробок.нет» Диана Хакимова.

Нередко возникают сложности и с пешеходными переходами. «Сначала организуют временный наземный пешеходный переход, потом делают подземный переход, а разметку не стирают. И граждане, ориентируясь на правила дорожного движения, где достаточно одной разметки, начинают переходить дорогу. А у водителей нет ни указателей, ни светофора: они летят, а по сути, создают аварийную ситуацию, — отмечает Владимир Соколов. — Также делается недостаточно нормальных, безопасных переходов через ямы и траншеи, а иногда даже нет ограждений». Все это создает условия для несчастных случаев, уверен эксперт.

Среди элементов благоустройства, на которые строителям стоит обратить особенное внимание, Диана Хакимова выделяет водоотводы. «Надо делать качественный водоотвод — то, чем у нас практически не занимаются. С тротуара, с дороги вода должна уходить почти сразу же, как выпали осадки, — уверена специалист. — В Норвегии, которую дождями заливает гораздо сильнее нас, я никогда не видела луж ни на дорогах, ни в пешеходных зонах. Там подходят к вопросу обустройства более профессионально.

Если кладут плитку, то так, что ее потом не придется менять через год, как у нас вышло на Пятницкой, где плитка уже «гуляет».

Плитка тоже немаловажный элемент. По мнению Хакимовой, из-за стремительно увеличившегося числа владельцев самокатов всех возрастов мелкая брусчатка на улицах Москвы уже небезопасна, так как из-за нее редко случаются падения. Нужна крупная и нескользкая плитка, чтобы даже в дождь на ней нельзя было поскользнуться.

Также Хакимова предлагает столичным градостроителям взять на заметку скандинавский опыт по подогреву тротуаров. В Москве такие участки есть, в частности вокруг Манежа. «Это очень недорого, во всяком случае, дешевле, чем использовать снегоуборочную технику и дворников. У нас такая практика практически не рассматривается, потому что по умолчанию считается, что это безумно дорого. Во-вторых, предполагают, что, если из-за некачественного ремонта придется расковыривать тротуар, вся система может быть сломана», — рассказывает эксперт.

Основных способов «согреть» тротуар в холодное время года, по словам Хакимовой, три. Это можно сделать при помощи электричества по аналогии с теплыми полами в квартирах, при помощи подогретой незамерзающей жидкости, циркулирующей под асфальтом по трубам, и с помощью инфракрасных обогревателей, установленных на фасадах домов, которые не только растопят лед на тротуаре, но и согреют замерзших прохожих.

Впрочем, некоторый скепсис в отношении качества ремонта дорог в нашей стране уже давно стал традицией. Горожане давно привыкли, что положенный недавно асфальт через месяц трескается и обзаводится колеей, а красиво подогнанная плитка очень быстро начинает «гулять» вместе с москвичами.

Тем не менее профессор кафедры «Дорожно-строительные материалы» МАДИ Юрий Васильев уверен, что внимание общественности к программе и особый контроль могут гарантировать действительно качественное благоустройство улиц. «Учитывая, что все работы в обязательном порядке будут сдаваться с привлечением соответствующих лабораторий, с проведением испытаний, обязательно будут проводиться работы по контролю качества, будем считать, что «бракоделы» не пролезут и все будет нормально», — сказал эксперт «Газете.Ru».

Зато к стремлению строителей спрятать все висящие на столбах гирлянды проводов под землю эксперты единодушно отнеслись положительно.

«Перекладывать провода необходимо, потому что они устарели, они по 40 лет висят, их надо было менять. Сейчас город делается более безопасным», — уверен Соколов.

«Коммуникации прокладывают в специальных каналах, устанавливают смотровые колодцы, которые обеспечивают к ним доступ. В случае чего можно будет подойти к любому поврежденному участку и отремонтировать, и заменить, и проложить дополнительные коммуникации, не разрушая покрытия, не вскрывая всю улицу», — объяснил Васильев.

Москвичам остается лишь отнестись к столь масштабному ремонту с пониманием. Летнюю пору строители выбрали вовсе не из желания насолить горожанам, а исключительно потому, что все строительные работы лучше проводить в теплое время года. К тому же летом столичное население сокращается за счет отпускников и уехавших на фазенды дачников, уменьшается и количество автомобилей на дорогах, как следствие, страдает меньшее число людей.

«Это необходимость, — уверяет Владимир Соколов. — Главное — сроки. Граждане готовы терпеть, если это делается быстро, если видно, что работы ведутся постоянно. Хотелось бы, чтобы работы велись интенсивнее».