Москва подсела на колеса

Все больше москвичей переходят на альтернативные средства передвижения

Ольга Абдуллаева
За последний год цены на самокаты резко выросли, однако, несмотря на это, жители столицы продолжают активно осваивать новый для себя вид персонального транспорта. И если раньше самокаты предназначались исключительно для детей и подростков, то сегодня к рядам самокатчиков примкнули и пенсионеры. Чем вызван подобный интерес и как подобрать идеальный самокат, разбиралась «Газета.Ru».

Москвичка Валентина Минакова в свои 56 лет с удовольствием катается на самокате. «В юности даже в университет на велосипеде ездила. Конечно, раньше машин на дорогах было значительно меньше, да и пробок таких не было. Поэтому мы спокойно катались, не опасаясь плотного потока автомобилей. Сейчас ситуация совершенно иная, и я бы не рискнула поехать по делам на велосипеде, возраст уже не тот. Другое дело — самокат. Сначала внучке подарили, а потом и себе купила. Стали вдвоем кататься в парках, скверах. А теперь вот и по району езжу. Бывает, на остановке с самокатом стою, автобус жду, удобно. Взял и пересел при необходимости. Соседи сначала удивлялись, потом привыкли, кивают мне при встрече, я хоть и на пенсии, но за тенденциями слежу», — рассказывает пенсионерка.

Судя по всему, за тенденциями следят и депутаты Мосгордумы. Глава комиссии столичного парламента по законодательству Александр Семенников недавно выступил с инициативой создания городской системы аренды самокатов по аналогии с прокатом велосипедов.

По словам депутата, соответствующее предложение было направлено в городской департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. «Эксперимент по организации велопроката два года назад оказался весьма удачным, а учитывая, что в последнее время самокат становится все более популярным средством передвижения у москвичей, было бы логично и дальше развивать данное направление.

Для начала можно добавить несколько ячеек с самокатами на уже существующие стоянки велопроката,

таким образом минимизируя расходы, связанные с отдельным паркингом. Начать стоит с рекреационных зон, парков, аллей, а уже потом внедрять систему аренды на улицах города», — рассказал депутат «Газете.Ru».

В свою очередь, в пресс-службе департамента транспорта «Газете.Ru» сообщили, что данное предложение в настоящее время не рассматривается. Однако ранее замруководителя департамента Алина Бисембаева говорила, что не исключает возможности развития самоката как альтернативного средства передвижения по городу.

У этого вида транспорта есть неоспоримые плюсы. Так, например, лицо, управляющее самокатом, приравнивается к пешеходу, поэтому

самокатчики могут свободно ездить по тротуарам и пешеходным зонам,

добавили в пресс-службе департамента. А вот велосипедисты на ту же свободу передвижения рассчитывать не могут: согласно ПДД, они должны двигаться по правому краю проезжей части или по обочине, если это не мешает пешеходам. Также стоит отметить, что в общественный транспорт, в частности в метро, с самокатом пускают свободно, чего нельзя сказать о велосипеде.

Кроме того, самокат является сравнительно безопасным средством передвижения, так как даже во время падения есть возможность удержать контроль над самокатом и остаться на ногах, считает врач — травматолог-ортопед Сергей Дедов. «Однако новичкам нужно иметь в виду, что во время катания колоссальная нагрузка идет на неподготовленные икроножные мышцы. В результате может разболеться стопа. Травмы, от растяжений до переломов, чаще всего получают подростки, потому что катаются без налокотников и наколенников. Конечно, к нам и взрослые обращаются, но серьезнее ушибов и ссадин случаев пока еще не было», — сообщил врач «Газете.Ru».

Впрочем, есть у самокатов и свои недостатки. Как отмечает куратор направления «Пешеходы и велосипедисты» экспертного центра «Пробок.нет» Диана Хакимова, у самокатчиков возникают проблемы не столько с транспортировкой самоката, сколько с отсутствием инфраструктуры.

«Настоящая беда — уличная плитка, так как ездить по ней, особенно когда идет дождь, довольно опасно.

Да и в центре города особо не разъездишься из-за высоких бордюров и неприспособленных переходов. Еще одной существенной проблемой стал паркинг, который для самокатов просто не предусмотрен. Поэтому многие либо привязывают самокаты в торговых центрах, либо оставляют их на попечение офисной охраны», — пояснила она «Газете.Ru».

Выбрать идеально подходящий самокат — дело не самое простое, однако есть ряд общих рекомендаций, которые стоит учитывать. Буквально два года назад, до скачка валют в нашей стране, купить приличный самокат можно было всего за 4 тыс. руб. Сейчас эту цифру надо помножить на два, в магазине вам придется оставить в среднем 8 тыс. руб.

«Конечно, в продаже имеются и так называемые китайские клоны, они дешевле оригинала (эталонным считается производство Франции), стоят всего пару тысяч рублей. Однако из-за высокой платформы, которую чаще всего делают китайские производители самокатов, уже через 500 м ваши ноги устанут так, словно вы проехали 10 км. Кроме того, уже через месяц клон может в буквальном смысле развалиться в совершенно неподходящий для владельца момент», — рассказывает продавец-консультант гипермаркета спортивных товаров Егор Щукин.

По словам Щукина, при выборе двухколесного транспорта также необходимо обратить внимание на весовое ограничение. «Так, например, самокаты с большими колесами выдерживают человека весом 100–120 кг. Рост значения не имеет, так как практически у всех моделей руль можно отрегулировать. Всего есть три стандартных положения — низкое, среднее и высокое. Таким образом, для 95% взрослых подобрать самокат не проблема. Комплектация настраивается исходя из индивидуальных параметров самокатчика», — пояснил он.

Что касается подростков, консультанты советуют брать экстремальные самокаты, предназначенные для трюков и прыжков с трамплинов. Связано это в первую очередь с тем, что

дети часто прыгают с бордюров, неудачно при этом приземляются и, бывает, даже падают. Уже через пару месяцев подобного катания у обычного самоката начинает изнашиваться подшипник в колесе.

Соответственно, родителям придется постоянно его чинить или менять колесо.

Для взрослых сейчас выпускаются самокаты с маленькими, большими, надувными и сплошными каучуковыми колесами. На маленьких колесах довольно сложно разогнаться, что исключает риск получения травмы. Однако, выбирая данную модель, будьте готовы к тому, что вам придется прилагать вдвое больше усилий, чтобы проехать то же самое расстояние, что и на самокате с большими колесами.

Модели с большими надувными колесами — своего рода вездеходы — идеально подходят для перемещения по сельской местности или на даче. Они очень устойчивые, за счет чего способны проехать практически по любым дорогам, хорошо проходят колдобины на асфальте. А вот самокаты с каучуковыми колесами мобильнее, легче, за счет чего они более приспособлены для города.