Впервые после экстрадиции из Камбоджи олигарх Сергей Полонский появился в зале суда в элегантном синем костюме и белой рубашке. Многочисленных журналистов он встречал с улыбкой и охотно раздавал комментарии. «Мы с Олечкой (гражданская супруга предпринимателя Ольга Дерипаска) хотим сыграть свадьбу в сентябре. Мне очень жаль, что я так и не увидел готовую «Москва-Сити», — заявил обвиняемый. К слову, сама будущая жена бывшего экс-владельца Mirax group пришла его поддержать.
В связи с тем, что он ранее находился в розыске и пытался сбежать от камбоджийских правоохранителей, Полонского доставили в Тверской суд столицы под усиленной охраной. Пятерых вооруженных полицейских конвойной службы сопровождал полицейский ротвейлер внушительных размеров. Впрочем, все участники судебного процесса порядок в зале суда не нарушали, и пес откровенно скучал в душном зале заседания. На суде присутствовали также потерпевшие по делу Полонского, их адвокаты, а также защитники предпринимателя.
Следствие обвиняет его в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере. По словам работников МВД, он похитил более 5,7 млрд руб. у участников долевого строительства жилищных комплексов «Кутузовская миля» и «Рублевская Ривьера». Пострадавшими от его действий признаны более 80 граждан.
В самом начале разбирательства следователь МВД Олег Сильченко представил суду ходатайство о том, что просит продлить содержание под стражей для Полонского до 11 октября. Свою просьбу он обосновал тем, что по делу необходимо провести ряд экспертиз: строительную, техническую и другие.
«Прошу суд учесть, что обвиняемый обладает широкими связями в различных кругах, а значит, может угрожать потерпевшим, иным образом повлиять на ход следствия. Кроме того, прошу учесть, что он находился в федеральном и международном розыске и пытался скрыться от органов следствия и суда», — отметил представитель полицейского ведомства.
После его краткого выступления судья Елена Ермакова предоставила возможность выступить самому Полонскому, что он и сделал в свойственной ему эмоциональной манере.
«Начнем с того, что я никуда ни от кого не скрывался, а состоял на консульском учете в Камбодже. Я приглашал не раз и не два дольщиков к себе, чтобы мы обсудили возможность заключить мировое соглашение. Уважаемы потерпевшие, я понимаю вас, вы потеряли имущество. Поверьте, у меня самого украли активов более чем на $10 млрд», — начал Сергей Юрьевич. По его словам, в карцер он попал потому, что сокамерник угрожал его жизни.
На вашей карме есть уже пятно — ведь вы вели дело Магнитского», — сказал олигарх. После этого он отметил, что ответственность за то, что люди не получили свое жилье, несет правительство Москвы, которое получило в итоге больше квартир, чем было предусмотрено договором на строительство «Кутузовской мили».
Кроме того, предприниматель подчеркнул, что в ходе строительства комплексов элитной недвижимости он активно занимался благотворительной деятельностью, выплатил налогов на сумму более 9 млн руб., построил за свои деньги детский садик и даже здание ОВД «Раменское».
«Я, наверное, реально инопланетянин, не понимаю, за что меня судят? Я никого не убил, даже суд Камбоджи в свое время подчеркнул, что этот спор не должен решаться в рамках уголовного производства, это спор хозяйствующих субъектов. Кроме того, меня доставили с территории камбоджийского государства незаконно, меня просто-напросто похитили, моего адвоката незаконно там посадили в тюрьму на несколько дней. В мой дом ворвались несколько автоматчиков и все разграбили, в наших вещах сейчас, наверное, пол-Камбоджи ходит.
До меня вообще в России не было ни высотного, ни долевого строительства, я всей душой болел за ее дело, даже сына назвал Мираксом! В общем, разбирайтесь сами!» — уже дрожащим голосом сказал олигарх, и на его глазах проступили слезы.
После столь яркой речи он внезапно успокоился и на вопросы участников процесса отвечал немногословно и сдержанно. Предприниматель также не сразу вспомнил, сколько у него несовершеннолетних детей. «У меня их шестеро. Все нуждаются в материальном обеспечении. Знаете, поскольку в последние годы у меня похитили не только детей, но и всю мою жизнь, на вопрос про возраст детей ответят мои адвокаты», — сказал он.
Адвокаты Полонского обратили внимание суда на то, что Полонский не мог прибыть на допрос к следователю, пока был на свободе, так как власти Камбоджи избрали ему меру пресечения в виде подписки о невыезде. «Аргументы следствия о том, что он может на кого-то оказать давление, безосновательны. Дело идет уже несколько лет. В том числе оно шло тогда, когда мой подзащитный был на свободе. И ни одного факта угроз или противоправных действий на свидетелей не было», — отметил один из защитников бизнесмена Сергей Брсоян. Он также отметил, что скрыться Полонскому будет проблематично, поскольку у него нет даже российского паспорта, который потеряли камбоджийские полицейские, когда выдали бизнесмена России. Адвокаты просили суд изменить меру пресечения подзащитному на домашний арест. Гражданская супруга Ольга Дерипаска заявила в суде, что готова предоставить ему свою квартиру на Волгоградском проспекте, чтобы он в ней проживал в ходе следствия и суда над ним.
Следователь Сильченко отметил, что доводы Полонского и его адвокатов являются безосновательными. «Он давно уже предлагал дольщикам выплатить компенсации — то сегодня, то завтра, то послезавтра. Однако до сих пор не сделал этого, так что я это воспринимаю просто как слова и ничего больше. Странной выглядит также отсылка к тому, что он строил детские сады, отделение полиции и занимался благотворительностью. Это не отменяет ответственности Сергея Юрьевича, и не надо ее перекладывать на плохую погоду или что-то еще», — сказал представитель МВД. Не поверили словам олигарха и потерпевшие. «Да, я слышал заявления о компенсации ущерба. Но я слежу за выступлением обвиняемого в соцсетях, которые он так любит. Его манера вести себя не кажется мне адекватной. И словам его я не верю», — подчеркнул пострадавший от аферы с «Кутузовской милей» Сергей, который просил не упоминать в СМИ его фамилию.
После этого судья Ермакова ушла в совещательную комнату на несколько часов. Она приняла решение продлить арест олигарху до 11 октября и отклонила просьбу защиты о домашнем аресте.