Арбатские артисты хотят свободы

Московские уличные артисты просят власть оставить их в покое

Музыканты, регулярно играющие на Арбате и на других улицах центра Москвы, устроили флешмоб против необоснованных репрессий со стороны полицейских и некоторых общественных активистов. При этом столичные чиновники и депутаты считают, что достичь компромисса между артистами и властью вполне можно и музыке на московских улицах место должно быть.

Московские уличные музыканты объединяются для защиты своих прав от «лавины репрессий, которую власти обрушили на них в последние месяцы» — так они характеризуют претензии к ним. Артисты недовольны постоянными задержаниями, которые проводит полиция, а также другими действиями исполнительной власти, направленной на срыв выступлений на улицах Москвы.

«Я много лет работаю на Арбате — с 1990 года. За это время там по отношению к музыкантам происходило много чего. Было время, когда милицейские наезды были постоянно. Был период, когда все было относительно нормально. Нас особо не трогали. А сейчас пошла очередная волна наездов, причем это касается не только Арбата, но и других улиц, в частности Никольской», — заявил «Газете.Ru» организатор протеста гитарист Олег Мокряков.

«Мы заклеили скотчем рты, музыкальные инструменты, аппаратуру, банки для сбора денег, связали руки — как символ того, что нам пытаются заткнуть рот. На следующей неделе мы снова придем туда и проведем серию одиночных пикетов.

Будем выходить до тех пор, пока последний чиновник, натравливающий их на нас, не будет осажен и привлечен к ответственности за беззаконие», — так описал протестный флешмоб Мокряков на свой странице в социальной сети Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией). Рассказ сопровождается многочисленными фотографиями с этого мероприятия.

В московской полиции «Газете.Ru» сообщили, что в день проведения протеста — 28 июня — на Арбате фактов серьезных нарушений общественного порядка и массовых задержаний не было.

<1>

По сообщениям различных СМИ и по словам уличных музыкантов, в последнее время произошло несколько задержаний и попыток привлечь к административной ответственности артистов, выступающих в центре Москвы. Так, по сообщению «ОВД-Инфо» (организация включена Минюстом в список иноагентов), 25 мая был доставлен в полицию арбатский музыкант Сергей Садов, который знаменит тем, что сам сделал необычный струнный инструмент «садора» и играет на главной туристической улице Москвы. Видеозапись его задержания есть в интернете, в открытом доступе. Полицейские задерживают Садова, мотивируя это тем, что он играет с усилителем и создает много шума, а также не подчиняется законным требованиям сотрудника правоохранительных органов. В задержании принимает участие замначальника ОВД по району Арбат Михаил Коцур. При этом сотрудники органов внутренних дел вежливо беседуют с музыкантом. В итоге на Садова был составлен протокол по статье 20.2.2 Кодекса об административных правонарушениях («Организация массового одновременного пребывания граждан... в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»). Артист заявляет, что был задержан после заявления в полицию арбатской активистки Людмилы Королевой.

При схожих обстоятельствах в полицию были доставлены гитаристы Максим Демидов и Сергей Даймонд. Один из них потом даже обжаловал действия стражей порядка в Тверском районном суде, однако проиграл процесс.

Как отметила в беседе с «Газетой.Ru» московский адвокат Виолетта Волкова, которая представляет интересы уличных музыкантов, активную роль в срыве выступлений артистов на Арбате играет местная активистка Людмила Королева. «Она позволяет себе очень много. Грубит музыкантам, а известному клоуну по прозвищу Профессор нанесла побои. Кроме того, она часто вызывает полицию, мотивируя это тем, что музыканты сильно шумят, чем нарушают общественный порядок», — сказала Волкова. По ее словам, ничего противоправного в действиях задерживаемых зачастую нет.

«У меня есть постановление московских властей еще от 1980 года, которое, впрочем, не утратило силу. Там четко написано, что на музыкальных инструментах в общественных местах нельзя играть только с 23.00 и до 7.00.

Также там есть указание, что нельзя играть с усилителем определенной громкости. Так что все претензии к музыкантам зачастую надуманны», — уверена адвокат.

По ее словам, она располагает данными опроса жителей Арбата, из которых следует, что многие из них ничего не имеют против игры на музыкальных инструментах на этой улице. «Все строится на жалобах Королевой. Но я не исключаю, что идет кампания по зачистке Арбата от художников, артистов и других творческих людей. Не думаю, что туристам будет интересно гулять среди глухих стен и фонарей. Все же эти музыканты за несколько десятилетий стали визитной карточкой этой улицы», — добавила Волкова.

<2>

В интернете есть много видеороликов, на которых видно, как с музыкантами грубо ругается, а иногда и бьет их одна и та же женщина. Как следует из подписей к этим видеоматериалам, на них изображена именно Королева. По некоторым данным, она является директором магазина музыкальных инструментов «Арбатская Лавица». В самом магазине «Газете.Ru» подтвердили эту информацию, но от комментариев отказались. Отказалась от беседы и сама активистка, которой дозвонился корреспондент «Газеты.Ru».

«Оставьте меня в покое, вы сплетники. Вы услышите одно, а напишите то, за что вам заплатили. Ни одного правдивого материала в прессе я еще не видела. И забудьте мой телефон», — сказала она.

Между тем, как утверждает председатель комиссии Мосгордумы по культуре Евгений Герасимов, проблема отношений власти и уличных музыкантов назрела давно и при ее решении можно и нужно достичь компромисса, который устроит все стороны конфликта. «Несколько лет назад после обращения ко мне артистов я организовал несколько «круглых столов» с участием самих музыкантов и руководства департамента культуры и департамента потребительского рынка Москвы. После этого было создано общественное движение уличных музыкантов. Вроде бы было достигнуто решение. Пусть сейчас музыканты обратятся ко мне лично с их проблемами, мы постараемся их решить», — сказал Герасимов. Он отметил, что не против музыки на улицах Москвы. «Только эта музыка должна быть высококачественной и играться в определенных местах. Нужно определить время, когда играть можно, расстояние музыкантов друг от друга, от жилых домов и торговых точек. Нельзя играть в узких переходах, так как это создает трудности для прохода граждан», — сказал чиновник.

Герасимов отметил, что музыканты зарабатывают деньги и не платят налоги, что также является нарушением российского законодательства.

«Есть музыкант, а есть человек с гитарой, который написал на ней «Дайте на бухло», а на его инструменте — три струны, и знает он всего два аккорда. Надо ввести лицензирование уличных артистов — так, как это происходит в Европе», — сказал «Газете.Ru» муниципальный депутат по району Арбат Евгений Бабенко. По его словам, в этом случае полиция уже не будет иметь права просто так прогнать музыканта, имеющего разрешение от властей города.

<3>

Сами музыканты говорят, что зарабатывают игрой не так уж и много. «Это в среднем от нуля до около 40 тыс. руб. в месяц. Впрочем, заработок зависит от множества факторов. Может повезти: сидишь целый день, никто ничего не дает, а потом подходит богатый человек и сорит деньгами», — сказал Мокряков. Его коллега по ремеслу Юлия, солистка группы Till Someday, которая исполняет песни отечественной и зарубежной эстрады на Цветном бульваре, также утверждает, что много денег эта деятельность не приносит. «Это, скорее, сочетание приятного с полезным: репетиция, в ходе которой можешь доставить удовольствие прохожим и немного заработать», — сказала девушка. По ее словам, она не против лицензирования уличных музыкантов. «Если будет лицензия, полицейские не смогут по надуманному поводу нам помешать», — пояснила солистка Till Someday.

Известный российский саксофонист Игорь Бутман в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что считает игру на музыкальных инструментах на улице вполне нормальным явлением.

«Знаменитый музыкант Джозеф Локк также играл в уличном бенде. То же самое относится к нашему джазмену Борису Козлову.

И я тоже ничего не имею против лицензии, главное, чтобы ее получение не было уж очень муторным для артиста делом. Ну и, конечно, музыка должна быть качественной. Когда плохо играют на улице — никаких сил нет это слушать», — сказал Бутман.