Связанные одной песней

Общественная палата сделает молодежь патриотичнее с помощью музыки

Музыка поспособствует патриотическому воспитанию юных россиян, решили в Общественной палате. Ремиксы мелодий военных лет, новые песни к каждому государственному празднику, а также строгий контроль программы на школьных уроках музыки — такие рекомендации разработали в ОП, озаботившись низким уровнем патриотизма и национальной идентичности среди российской молодежи. Документы на этой неделе будут направлены в Минобрнауки и Минкультуры.

Музыкальное наступление на неокрепшие умы предлагается начать со школы. Во-первых, на уроках музыки должно быть меньше всего зарубежного и больше фольклора. Во-вторых, школьникам предлагается добавить внеурочные музыкальные паузы, где будут звучать песни, «прославляющие народ и страну». В-третьих, учеников стоит активнее водить по музыкальным музеям, например, в Музей музыкальной культуры им. Глинки.

В-четвертых, школам будет рекомендовано активнее звать композиторов и музыкантов на открытые занятия.

Если композиторов и музыкантов нет, подойдут и спортсмены, которые, по характеристике депутата Мосгордумы Ирины Ильичевой, показали прекрасный пример знания и исполнения гимна РФ на прошедших в Сочи Олимпийских играх.

Первый зампред комиссии по поддержке молодежных инициатив Общественной палаты РФ Султан Хамзаев вспомнил пресловутых «тверкающих пчелок» из Оренбурга. «Педагог за государственные деньги посчитал возможным обучить наших девочек танцу больше африканской тематики. Более того, счел возможным, чтобы они оголили определенные части тела, — возмущался он. — Один мой знакомый пошел к ребенку на утренник, там танцевали под R'n'B, чуть до инфаркта дело не дошло».

В связи с этим родительские комитеты надо наделить полномочиями, позволяющими фильтровать музыку, которая звучит в ходе образовательного процесса, полагает Хамзаев. «Сейчас родители почти не имеют влияния на школы, последнее слово остается за педагогами, — говорит он. — Министерство образования должно разработать конкретные механизмы, как родительские комитеты могут участвовать в школьной жизни.

Надо сделать так, чтобы мамы и папы могли ходить на уроки музыки или танцев и смотреть, что там за музыка играет и что за танцы ставят».

Шансов насладиться мелодиями и ритмами зарубежной эстрады во внеурочное время станет меньше. По мнению общественников, государство должно оказывать поддержку песням исключительно на русском языке, «прославляющим страну и ее подвиги».

«Возьмите рейтинговые программы, где поют дети, репертуар, который выбирают наши чудные красивые ребята, — привел пример первый зампред комитета Госдумы по культуре Иосиф Кобзон. — Ну кто из этих девочек может лезть в душу к Уитни Хьюстон? Почему мы пародируем эстраду Запада? Для чего нам воспитывать людей, которые не работают на патриотизм, на страну? У меня вот десять внуков, и я им запрещаю в доме говорить и петь на английском».

Кобзон считает, что его примеру должны последовать и остальные коллеги по цеху: «Сейчас поют про Ксюшу в юбочке из плюша и Катю Лель, это похабень какая-то. Я не ханжа, понимаю, что надо и развлекаться.

Пусть поют «Гоп со смыком» и «Мурку», но только после того, как споют песни, прославляющие народ и страну. Нет проблем с репертуаром, есть у вас с извилинами, так я говорю молодым исполнителям».

Среди рекомендаций, выработанных Общественной палатой, — принятие школами, детскими садами и другими образовательными учреждениями советов Союза композиторов России. В свою очередь, союз в лице заместителя председателя организации Андрея Батурина считает, что нужно проводить конкурсы на новые песни ко всем государственным праздникам. Победившие мелодии потом следует популяризировать через ТВ и радио, предусмотрев в эфирном времени определенные квоты. Кроме того, предлагается популяризировать известные военные и патриотические песни с помощью ремиксов и современных аранжировок.

Эксперты говорят, что техническая возможность для воспитания детей через музыку в современных школах есть. «Уроки пения в начальной школе сохранились, у нас достаточно много хороших музыкальных педагогов, которые могли бы организовать уроки и внеурочные занятия. Просто нужна продуманная концепция воспитания и образования детей, в которой можно учесть и рекомендации Общественной палаты», — пояснила «Газете.Ru» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Однако психологи считают, что музыкальный способ воспитания может оказаться малоэффективным.

«Определенные возрастные группы предпочитают разные ритмы, поэтому высока вероятность, что музыкальные мероприятия не будут настолько эффективными, как того хотят инициаторы, — рассказала «Газете.Ru» психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха. — Кроме того, одна из особенностей подросткового возраста — переоценка того, что говорят взрослые. Так что

вне зависимости от того, насколько удачными будут аранжировки и интересными конкурсы, программа по поднятию патриотического духа, навязанная извне, может быть воспринята в штыки.

Наконец, нельзя забывать о том, что затраты на образование в целом снижаются, и выделять деньги в такой ситуации на какую-то новую программу выглядит сомнительной затеей».