«По вечерам миротворцы приходили к водокачке, куда некоторые девочки из деревни ходили за водой. Военные часто уговаривали их пройти с ними вместе на территорию базы. Одна из таких девочек потом забеременела, а вторая пропала без вести. Мы до сих пор не знаем, что с ней», — вспоминал в 2008 году несовершеннолетний житель Южного Судана.
«Они прибыли в нашу страну, чтобы помочь нам, но они не помогли нам, а сделали нам детей и уехали. Мне сейчас не хватает денег, чтобы заплатить за школу, куда ходит мой ребенок. Мы живем в стране, где нет работы. Солдаты из контингента ООН по стабилизации в Гаити после себя оставили детей без отцов, и руководство миссии знает об этом», — заявляла уже в 2014 году гаитянка Роселейн Дюперваль.
Истории этих двух людей, как и многие, аналогичные им, легли в основу исследования Зейа Аль-Хуссейна, который сам был участником многих миротворческих миссий, а сейчас возглавляет Управление верховного комиссара ООН по правам человека. Его работа была использована экспертами УСВН при подготовке доклада.
Сам документ указан на сайте УСВН под номером IED-15-001, однако руководство ООН решило не публиковать текст доклада до 15 июля. Тем не менее агентству Reuters удалось с ним ознакомиться в четверг.
«Согласно отчету УСВН,
в период с 2008 по 2013 год на военнослужащих-миротворцев поступило 480 жалоб, их обвиняли в насилии по отношению к мирным жителям и сексуальной эксплуатации этих людей. Треть всех этих обвинений составляли инциденты с участием детей.
Лидировали по числу жалоб на правонарушения со стороны «голубых касок» миссии ООН в Демократической Республике Конго, Либерии, Гаити и Южном Судане. В 2014 году на миротворцев поступила 51 подобная жалоба», — цитирует Reuters отчет УСВН.
Согласно материалам исследования, миротворцы также иногда склоняли местных жительниц заняться с ними сексом за вознаграждение. За интимные услуги военные рассчитывались как наличными, так и одеждой, ювелирными изделиями, косметикой, мобильными телефонами и другими товарами. Как отмечается в докладе, такие факты происходили, несмотря на прямой запрет на подобные отношения между бойцами подразделений «голубых касок» и населением. Расследованием этих инцидентов займутся государства, чьи военные и полицейские входят в состав миссий.
УСВН отмечает, что главными причинами неэффективной борьбы со случаями сексуальной эксплуатации являются недостаточность информации и сложности в функционировании системы контроля внутри ООН. «Несмотря на существующую тенденцию сокращения домогательств, эффективная борьба против сексуальной эксплуатации и домогательств затруднена организационными сложностями, проволочками, а также сильным нежеланием пострадавших сотрудничать со следствием», — цитирует агентство выводы документа.
<2>Российские военнослужащие, которые также принимали участие в миротворческих операциях, отмечают, что случаи противоправного поведения миротворцев ООН не редкость. «Когда я проходил службу в Косово, мародерство было практически обыденным явлением среди военных из других стран. Наши парни вели себя в большей степени в рамках дозволенного, так как за нами был жесткий контроль со стороны нашего командования. А вот офицеры армии США, напротив, чуть ли не поощряли воровство. Они вели себя как завоеватели», — вспоминает Герман, один из преподавателей Рязанского воздушно-десантного командного училища. По его словам, в то время были и попытки спровоцировать конфликты между российскими военными и их коллегами из западных стран.
«Помню, к нам на базу зашли несколько парней из французского Иностранного легиона, спустили штаны и продемонстрировали свои причиндалы. Все это сопровождалось с их стороны шуточками и улюлюканьем.
Однако наш командир, ветеран боевых действий в Чечне, очень строго следил за тем, чтобы мы вели себя строго в рамках устава. Так что в драку мы с ними тогда не полезли», — отметил Герман.
Местные жители стран, где размещались контингенты ООН, в беседе с «Газетой.Ru» отказались назвать факты нарушений их прав или домогательств, но признали, что относятся к миротворцам ООН «настороженно». «Мне миротворцы ничего плохого не делали, и я не вспоминаю ничего такого противоправного с их стороны по отношению к моим знакомым. Но мы старались не контактировать с ними без крайней необходимости по некоторым причинам, о которых я не хочу говорить», — отметил студент из Кот-д'Ивуара Эммануэль-Шахор Гуэд.
«Информация о преступлениях «голубых касок» в тех или иных странах мира часто появлялась и продолжает появляться. Нужно понимать, что миротворческий контингент ООН в том или ином регионе состоит из подразделений нескольких армий разных государств. Не во всех этих армиях есть жесткая дисциплина и профилактика преступлений военнослужащих, что подчас отражается на отношении этих миротворцев к мирным жителям», — сказал директор Центра стратегической конъюнктуры, военный эксперт Иван Коновалов.
По его словам, контингент ООН пользуется в зоне конфликта особым статусом, что порождает определенную степень безнаказанности его членов.
В пресс-службе ООН «Газете.Ru» не смогли предоставить оперативный комментарий по поводу доклада УСВН.
По имеющимся данным, в настоящее время под мандатом организации 125 тыс. военных, полицейских и гражданских служащих из разных стран мира задействованы в 16 миротворческих операциях в разных странах мира. По данным источника «Газеты.Ru», знакомого с ситуацией, чаще других преступления против местных жителей, в том числе сексуального характера, совершают военные из стран Африки и некоторых азиатских государств.