Московская мэрия признала состояние Северного речного вокзала «плачевным» и намерена вернуться к вопросу о передаче его из федеральной в городскую собственность. «То, что сейчас происходит с вокзалом, большая проблема, но, пока это федеральная собственность, у Москвы нет полномочий им распоряжаться. Мы рассчитываем, что в рамках проведения праздника Москвы-реки на это обратят внимание и появятся какие-то подвижки», — сообщил «Газете.Ru» глава департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Владимир Черников.
По словам Черникова, в День Москвы-реки, который планируется провести 19 июля, Северный речной вокзал станет одной из основных площадок празднования.
«Речные круизы должны попасть в плеяду мероприятий на акватории наряду с гала-концертом, бесплатными речными экскурсиями и парадом кораблей.
В празднике будут участвовать и лайнеры, но находиться они будут, конечно, не в центре Москвы, а в районе Северного речного вокзала», — рассказал Черников.
По мнению чиновника, здание вокзала находится в таком забытом состоянии, потому что им мало пользуются. «Уверен, что, как только мы покажем востребованность круизов и экскурсий, на него обратят внимание», — полагает Черников.
Северный речной вокзал был построен в 1937 году, до того, как было заполнено Химкинское водохранилище. Он должен был стать символом Москвы как порта пяти морей, речными воротами столицы.
«Вокзал был вторым памятником истории и культуры, официально поставленным на государственную охрану, после Мавзолея», — рассказал «Газете.Ru» координатор общественного движения «Архнадзор» Юрий Егоров.
Его здание венчает звезда, которая ранее находилась на Спасской башне, а телескопический механизм шпиля позволял поднимать и опускать ее в зависимости от того, есть ли навигация по Москве-реке или нет.
«Стены украшены медальонами с главными достижениями советской жизни — от строительства метрополитена до запуска Днепрогэса», — добавил Егоров.
В 2010 году здание, находящееся в ведении ФГУП «Канал им. Москвы», было закрыто для посещений. Его обнесли забором, но никаких работ по спасению вокзала от разрушений не проводилось. Теплоходы отходят от причалов, которые находятся в стороне, там же продаются билеты и располагается вся круизная инфраструктура.
В 2013 году мэрия активно прорабатывала с Федеральным агентством речного и морского транспорта (Росморречфлот, он является собственниками объекта) вопрос о передаче здания в собственность города. Москва готова была провести ремонт за свой счет, но обязательно сохранить транспортную функцию объекта. В здании вокзала эксперты рекомендовали открыть Музей Канала им. Москвы, ресторан, магазины сувениров морской тематики, а также сделать его частью «речного культурного кластера», поскольку рядом находится музейный комплекс Военно-морского флота.
Однако процесс застопорился. В апреле 2015 года о Северном речном вокзале вспомнили опять. В актуализированной госпрограмме «Развитие транспортной системы Москвы на 2012–2016 годы и на перспективу до 2020 года» появился пункт о реконструкции вокзала и порта, которую планируется провести в 2015 и 2016 годах.
На ремонт из федерального бюджета предполагается выделить в сумме 2,074 млрд руб.
Проект реконструкции вокзала и парка вокруг него разрабатывает столичный департамент культуры, а работы по зданию будут проводиться совместно с Росморречфлотом.
Всего в Москве пять крупных водных узлов: Северные речные вокзал и порт, Южные речные вокзал и порт, а также Западный речной порт. Порты используются для грузовых перевозок, а вокзалы — для пассажирских. На эти причалы у города также масштабные планы.
Так, на модернизацию Южного речного порта будет выделено 15 млн руб. в 2015 году и 20 млн руб. — в 2016-м. Его планируется по-прежнему использовать для грузовых перевозок — в основном песка и щебня для строительных нужд, но в перспективе к ним могут добавиться и контейнерные перевозки, то есть транспортировка вообще любых видов товаров. Это, по замыслу властей, должно также разгрузить дороги и транспортно-логистические базы Москвы от фур.
Что касается Западного речного порта, то его территорию застроят недвижимостью. Инвестор также обязуется обустроить 20-метровую пешеходную набережную и построить причал, к которому смогут швартоваться речные трамвайчики.
Таким образом, в ближайшие несколько лет город хочет добиться более чем двукратного роста пассажироперевозок по Москве-реке — с 0,67 млн до 1,5 млн человек. По мнению председателя совета директоров аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павла Гагарина, этому будут также способствовать
новые законы, которые сделают воду в Москве-реке собственностью города, а не Российской Федерации.
«В этом или следующем году по инициативе города на федеральном уровне планируется принять ряд законопроектов, расширяющих полномочия города в отношении Москвы-реки и всей прибрежной инфраструктуры. Так, если раньше прокуратура не имела права ступить на дебаркадер, находящийся в нескольких метрах от берега, то после принятия законов бороться с незаконными постройками над водой станет намного проще. Определенность должна наступить и с объектами вроде речных вокзалов, которые фактически находятся в Москве, но относятся к федеральной собственности», — пояснил эксперт.