Согласно официальным данным ФСБ, за последний год вербовщики экстремистских религиозных организаций привлекли в свои ряды более 1700 молодых россиян. Эта цифра была озвучена на Международном христианском форуме в Сочи, на котором присутствовали представители правоохранительных структур, священнослужители, общественники, делегаты молодежных объединений. При этом в ходе мероприятия его участники не привели данных о том, жители каких именно регионов России чаще всего пополняют ряды экстремистов. Тем не менее собравшиеся на форуме отнеслись к обозначенной цифре весьма серьезно.
«Эти данные красноречиво говорят о том, что тема духовного воспитания молодежи в традициях и ценностях христианской нравственности необходима как никогда. Такое воспитание, безусловно, положительно повлияет на укрепление духа и мыслей молодых людей», — отметил в ходе своего выступления протоиерей Артемий Владимиров, настоятель церкви Всех святых в Красном Селе. Присутствующие на форуме представители МГУ рассказали об активности сторонников радикальных учений в студенческой среде. Выступал и Павел Караулов, чья дочь недавно втайне от родителей отправилась в Турцию и, предположительно, вступила в ряды исламистской организации.
«Впервые была озвучена эта проблема — увлечение молодых людей радикальными учениями. Сегодня мы обсуждали, что в нашей стране существует довольно много молодых людей, подверженных радикальным религиозным и философским учениям.
При этом, будучи совершеннолетними, они могут свободно переезжать в другие страны и регионы РФ и вступать в брак с иностранным гражданином, который также может быть адептом радикального учения»,
— указал еще один участник форума адвокат Александр Карабанов. Он отметил на примере сбежавшей в Стамбул Веры Карауловой, что радикалы ведут скрытую работу с российской молодежью, при этом они применяют специальные психические техники. «Сами родители подчас не понимают, чем живут их дети, вследствие утери психологического контакта и доверия в семье», — отметил Карабанов, недавно столкнувшийся с подобным случаем в своей практике.
Существование угрозы привлечения российских молодых людей в ряды исламистов и прочих радикалов недавно было признано и высшим руководством ФСБ. Выступая на заседании Национального антитеррористического комитета в начале 2015 года, руководитель ведомства Александр Бортников хотя и отметил, что число терактов в прошлом году снизилось в три раза по сравнению с 2013 годом (78 в минувшем году против 218 в позапрошлом), однако призвал сконцентрировать усилия на противодействии распространению идеологии терроризма в молодежной среде.
Известный исламовед, доцент Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев уверен, что данные, приведенные на форуме в Сочи, чересчур оптимистичные.
«Это устаревшие данные.
Сейчас только на стороне «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ — официально запрещенная в России организация. — «Газета.Ru») воюет порядка двух тысяч россиян. А вообще ситуация с увлечением радикальными религиозными идеями весьма тревожная, и она ухудшается. По моим оценкам, порядка 700 тысяч граждан нашей страны сочувствуют исламистам.
И это мы не берем радикальных адептов сатанистов и языческих учений. Всего же экстремистскими религиозными взглядами увлечены около 2% населения РФ», — отметил Силантьев в беседе с «Газетой.Ru». По его словам, сторонники подобных идей были в нашем обществе и в советские годы, и во времена Российской империи. Однако в наши дни их распространение ускорилось с появлением социальных сетей и мобильной связи. «Практика показывает, что в тюрьме подобные люди плохо перевоспитываются. Однако очевидно, что ситуацию надо менять. Я считаю, что за членство в исламистских и иных радикальных сектах необходимо лишать гражданства и депортировать из страны. Конечно, это запрещено Конституцией, но ее необходимо менять, если того требуют интересы государственной безопасности», — отметил эксперт.
По словам Силантьева, важной мерой против радикалов могла бы стать жесткая пропаганда со стороны государства против подобных организаций. «Если начал колоться героином — умрешь, если катаешься на поезде снаружи — погибнешь, если вступил в ряды экстремистской группы — будешь убит или окажешься в тюрьме на всю жизнь. Такой ассоциативный ряд необходимо донести через государственную пропаганду. И, конечно, надо ужесточить уголовную ответственность за участие в экстремистских религиозных группах. А то у нас сегодня просто за членство в подобной организации почти не сажают», — сказал Силантьев. Он сообщил, что в соседних в Россией странах — Азербайджане, Казахстане и Узбекистане — ответственность за участие в экстремистских сообществах гораздо жестче. «Нам мог бы пригодиться опыт этих государств», — сказал исламовед.
Детский психолог Александр Шадура уверен, что возрастающая популярность радикальных религиозных учений вызвана тем, что в организациях, где они пропагандируются, подростки получают необходимое им внимание и сочувствие к своим проблемам. «В таких религиозных сообществах молодого человека готовы выслушать, а иногда — и прийти ему на помощь. Кроме того, там есть сильные личности, с которыми юноши и подростки могут себя отождествлять. В определенном возрасте подростку это важно, особенно если в его окружении нет сильных мужских фигур», — говорит эксперт.
Психолог добавил, что некоторых людей в экстремистские сообщества могут привлекать их система ценностей, иерархия и жесткие принципы, на которые член группы должен опираться.
По словам эксперта, противодействовать росту влияния радикальных религиозных учений необходимо и на уровне семьи, и на уровне государства. «Прежде всего необходимо, чтобы родители больше уделяли внимания своему ребенку. Это зависит не только от мамы с папой непосредственно, но и от работодателя — ведь необходимо, чтобы у них было время на своих сыновей и дочерей. Понятно, что есть отпуск, но его может не хватить. Кроме того, представителям нашего общества надо учиться быть родителями, привыкать к ответственности за детей», — сказал Шадура.
Он подчеркнул, что государство со своей стороны могло бы предложить формы объединения людей, не связанные с религией и экстремизмом. «Есть исторические, спортивные, краеведческие клубы. Существует не так уж и мало энтузиастов, которые готовы привлекать туда молодых людей. Власти могут поддержать эти начинания. И тут важный вопрос в доступности этих кружков. Ведь если мы говорим о крупных городах, то многим неудобно ехать, например, в центр или на другой конец мегаполиса. Значит, нужно создавать такие организации в большинстве микрорайонов города», — заявил психолог.
С его мнением частично согласен переводчик, политолог и публицист Дмитрий Пучков, известный в интернете под псевдонимом Гоблин. «Как известно, благодаря усилиям исключительно мудрых людей у нас в Конституции прописано, что в России нет идеологии. Ее отсутствие закономерно приводит к подобным результатам — росту популярности исламизма. Идеология нам нужна. Без нее жить люди не могут», — сказал он.
По словам Пучкова, попытки заменить идеологию верой в бога обречены на провал.
«СССР был первым государством, официально заменившим религию на идеологию. Его успехи очевидны всем. Мы — народ, созданный для великих свершений, у нас силен дух коллективизма. Значит, необходимо создавать объединения людей: например, рабочие коллективы, детско-юношеские кружки моделирования, художественные кружки и подобные организации. Там ничему экстремистскому не научат. Эта работа».