ЕГЭ, застрявший в волосах

Конфузы, тенденции и организационные результаты ЕГЭ-2015

Анастасия Берсенева
В Рособрнадзоре довольны промежуточными итогами ЕГЭ: число «стобалльников» не растет, напуганные сочинением школьники лучше сдали литературу, а число нарушений существенно снизилось. Глушители сотовой связи сыграли свою роль, уверены в Рособрнадзоре. Несмотря на угрозу аннулирования работ, школьники все еще находят необычные лазейки в попытках обойти жесткий контроль.

Конфуз с прической

История с мобильным телефоном, спрятанным в волосах, показала: российские выпускники не сломлены духом и еще готовы идти на всевозможные хитрости, чтобы сдать ЕГЭ нечестным путем.

«Есть такая история — в Севастополе на ЕГЭ ученица принесла в высокой прическе мобильный телефон. И он у нее зазвенел на экзамене. Наверное, испортил прическу. Ее вывели», — рассказал во вторник глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Конфуз с волосами произошел на ЕГЭ по географии, который был совмещен с литературой. Так как для школьников в Крыму сдача ЕГЭ в этом году была не обязательной, то на этот экзамен в Севастополе пришли всего 110 учеников. Видео из аудитории не транслировалось в интернет на сайт для онлайн-наблюдения smotriege.ru, поэтому выяснить, какую прическу сделала девушка, не удалось.


А в Карачаево-Черкесии один из выпускников сделал ставку на своего отца. Воспользовавшись тем, что отец молодо выглядел, а сын был похож на него, школьник отправил родителя на экзамен. «Ученики сдают экзамен не в той школе, где они учатся, поэтому в пункте приема экзамена не было никого, кто мог бы заподозрить подмену, — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе надзорного ведомства. — Махинацию раскрыл наш сотрудник Рособрнадзора, который был командирован туда. Он заподозрил неладное. Потом просмотрели видеозапись, проверили паспорт ученика, и выяснили, что экзамен сдавал явно не он». Работа была аннулирована. В каком населенном пункте живет находчивая семья, в ведомстве решили не сообщать.

Нарушителей все меньше

В целом в надзорном ведомстве довольны явным снижением количества нарушений. На ЕГЭ по географии и литературе 29 школьников пронесли шпаргалки и мобильные телефоны, их работы аннулированы. В прошлом году были не зачтены 74 работы. На ЕГЭ по русскому языку из-за нарушений аннулированы 211 работ (в прошлом году – 320 работ). А данные о нарушениях с ЕГЭ по математике — 30 аннулированных работ — пока не с чем сравнить. В этом году этот предмет был разделен на базовый и профильный уровни, причем большинство учеников выбрало второй, более сложный экзамен. Он состоится 4 июня. В прошлом году после ЕГЭ по математике были аннулированы 265 работ.


«Регионы, где были нарушения, разные. Мы не ведем статистики, — пояснил глава Рособрнадзора, отвечая на вопрос «Газеты.Ru». — Там, где предупреждают школьников на входе перед сдачей экзамена, минимальные нарушения. Там, где используется подавление сотовой связи, нарушений с мобильными телефонами не обнаружено. Это семь регионов, где полностью подавляется сотовая связь, и 14 регионов с частичным подавлением. В Московской области, например, идет полное подавление сотовой связи в аудиториях, а в Москве — частичное».

Между тем данные по нарушениям на математике могут вырасти. «Работа еще ведется: просматриваются видеозаписи, и если метки наблюдателей о нарушениях подтвердятся, то работы будут аннулированы», — пояснил Кравцов.

Средний балл по России

Во вторник стали известны результаты сдачи первых двух экзаменов. Литературу не смогли сдать 2325 школьников, они не набрали минимальные 38 баллов. В прошлом году количество не сдавших экзамен было больше примерно на 800 человек.

Данные по регионам в Рособрнадзоре не стали приводить, назвав лишь «температуру по стране». По литературе средний тестовый балл составил 57,38, это на два балла выше, чем в прошлом году. «Я напомню, что в 2013 году средний тестовый балл составил 62, тогда были и утечки экзаменационных материалов, экзамен проходил необъективно. В этом году экзамен по литературе прошел максимально объективно, и повышение среднего тестового балла в этом году показало, что школьники стали лучше учиться», — сказал Кравцов.

Выросло количество «высокобалльников», добавил глава Рособрнадзора. Более 80 баллов набрали 2,5 тыс. учеников, что на 200 человек больше, чем в прошлом году.

Самый высший балл — 100 — по литературе получили 200 человек. Это 0,53% от общего числа (38 тыс. учеников), столько же было и в прошлом году.

Географию не сдали 2829 школьников, они не смогли набрать 37 баллов. В прошлом году провалившихся было на 200 человек больше. Средний балл составил 53 — на том же уровне, как и год назад. 100 баллов набрали 72 ученика, что чуть лучше прошлогодних показателей.

С сочинением победим

В Рособрнадзоре отмечают, что выровнявшиеся данные по «стобалльникам» — это хороший индикатор, значит, экзамен идет без аномальных всплесков.

А подросшие показатели по литературе объясняют введением в этом учебном году «президентского» сочинения.

«Традиционно разработчиков экзаменационных материалов интересуют новые тенденции и работа над ошибками, которые выявились в прошлые годы. И в литературе мы отмечаем однозначно положительный эффект от введения сочинения. Видимо, подготовка к сочинению, работа с большим количеством материала отразилась на результатах ЕГЭ, — рассказала директор Федерального института педагогических измерений, занимающегося разработкой заданий ЕГЭ, Оксана Решетникова. — Мы видим работы учеников, получивших высокие баллы, и это серьезный литературоведческий анализ произведений».


Тенденции в географии также радуют разработчиков. Школьники показали хорошие знания в актуальных сегодня вопросах — геоэкологии, охраны окружающей среды, ресурсообеспеченности. «Ребенок оценивает примеры хозяйственной деятельность человека с точки зрения охраны природы. То есть в школах этому стали больше уделять внимания», — отметила Решетникова. Она подчеркнула, что по сравнению с прошлым годом школьники стали показывать лучшие знания в ряде заданий, которые ранее вызывали затруднения. Это умение определять географические координаты, особенности размещения населения по территории РФ, определять границы и построение рельеф местности.

Сами ученики смогут узнать свои результаты по литературе и географии с 3 июня на официальном информационном портале ЕГЭ ege.edu.ru. Официальное ознакомление с результатами состоится позднее.