За две важнейшие центральные улицы Москвы архитекторы взялись в рамках государственной городской программы «Моя улица», согласно которой в течение нескольких лет столичные улицы и переулки ждет реконструкция. До конца года авторы проекта переоборудования двух кольцевых магистралей обсудят с властями, какие предложения в итоге будут реализованы. В тот же период они закончат проектирование, и можно будет проводить торги по выбору подрядных организаций. К этому же сроку будут разработаны так называемые проектные пакеты, по образцу которых в дальнейшем станут обустраивать остальные улицы города. Победителем открытого конкурса стало КБ «Стрелка».
По словам партнера КБ «Стрелка» Алексея Муратова, пакеты будут поделены на определенные категории: например, скоростные магистрали, центральные районы города и два-три жилых района за пределами Третьего транспортного кольца.
Самым проработанным пакетом сейчас можно назвать как раз проект по обустройству Бульварного и Садового кольца. По словам Муратова, Бульварное кольцо планируется замкнуть с юга, сделав перемычку из Москворецкой, Кремлевской, Софийской и Раушской набережных, а также организовав связь бульваров с набережными через сквер на Яузской улице. Кроме того, должны быть налажены пешеходные связи Бульварного кольца с Болотным островом. Таким образом, важные объекты в центре Москвы: храм Христа Спасителя, Кремль, парк «Зарядье» и другие --будут объединены маршрутом.
Приоритет на Бульварном кольце должен быть отдан пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту, считают авторы концепции. Для первых сделают пассажи и переходы с островками безопасности.
В частности, под пассажи-проходы предлагается переоборудовать здания бывших гостиниц, например, на пересечении Чистопрудного бульвара и Покровки.
Для того чтобы вдохнуть жизнь в памятник архитектуры, планируется организовать пассажи сквозь здания и благоустроить внутренние дворики. Туда же предлагается перенести туалеты, кафе и другие строения, которые сейчас «занимают полезную ландшафтную площадь». Аналогичным образом можно организовать центры городской активности на Петровском, Рождественском и Страстном бульварах, перечисляется в концепции.
На месте котлована с раскопками Белокаменной стены на Покровском бульваре предлагается создать археологический парк с благоустроенным амфитеатром. «Проект предусматривает открытие доступа к раскопкам. Люди увидят стены Белого города, на месте которых возникли бульвары», — говорят авторы документа.
Переход-аллея с островками безопасности и местом для проезда машин, по задумке авторов, должен соединить Петровский и Рождественский бульвары. А вот Гоголевский и Никитский бульвары предполагается связать подземным пешеходным променадом на месте тоннеля под Новым Арбатом. Это, по характеристике Муратова, пока самый радикальный проект: «Такой анти-HighLine (знаменитый нью-йоркский парк на бывшей эстакаде метро), скорее, LowLine». Вообще же, по его словам, Бульварное кольцо должно стать «антитезой парку Горького, местом для спокойного отдыха, с минимумом элементов светового дизайна и ларьков».
Для велосипедистов предлагается оборудовать велодорожки и удобные съезды. А третий пункт, связанный с приоритетом общественного транспорта, архитекторы намерены воплотить, вернув исторический маршрут трамвая «А» — знаменитую «Аннушку», которая раньше курсировала по Бульварному кольцу.
При этом архитекторы предлагают «разгрузить автомобильные потоки на Бульварном кольце, ограничив движение транзитных автомобилей».
«Под ограничением проезда транзитных автомобилей по Бульварному кольцу подразумевается то, что функция Бульварного кольца как распределяющей магистрали должна перейти как минимум к Садовому, а в идеале к Третьему транспортному кольцу, — пояснил «Газете.Ru» Муратов. — Если мы говорим, что это прогулочная зона, там надо сокращать автомобильное движение. За счет перекрытия тоннеля под Новым Арбатом оно и так снизится на 50%, а запуск трамвая поможет его сократить еще сильнее».
По словам Муратова, сейчас проект активно обсуждается с транспортными институтами и вскоре будет официально представлен департаменту транспорта. «Как ни странно, отторжения эта идея у департамента транспорта и транспортных экспертов не вызвала. Сейчас все понимают, что Москву надо делать более ориентированной на пешеходов, велосипеды и общественный транспорт, иначе город просто не выживет», — отметил Муратов.
Садовое кольцо также ждут глобальные изменения. На нем хотят организовать выделенную полосу, по которой могут запустить гибридный троллейбус. Причем движение общественного транспорта, по мнению авторов концепции, должно быть не в тоннелях, а поверх них, то есть все время вдоль тротуара.
Также Садовое кольцо хотят унифицировать по ширине, ориентируясь на самое узкое место — в районе Земляного Вала.
Полученное таким образом дополнительное пространство на других участках предполагается отдать под дублеры, парковочные места и массовое озеленение. По подсчетам Муратова, на всем Садовом кольце можно высадить около 10 тыс. деревьев, «если, конечно, позволят коммуникации». Деревья дадут защиту от шума и вредных выхлопов, а заодно соединят существующие, но разрозненные зеленые участки на улице и вернут кольцу полноправное звание Садового, считает Муратов.
Следить за всем древесно-кустовым хозяйством, по задумке авторов проекта, должна специально созданная служба городских садовников, подведомственная комплексу ЖКХ.
«Садовники должны отвечать за конкретные территории, и нужен главный садовник, как у любого крупного парка, который отвечает за то, чтобы все деревья были здоровы. А если это больные растения, то их надо менять. Главный садовник должен следить за тем, чтобы был привлекательный ландшафт, чтобы все было в порядке с подпиткой и поливом растений. А не так, как сейчас, когда нередко деревья высаживает один департамент, а поливает другой», — пояснил Муратов.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов считает, что «если город приобретет такие проекты, то станет лучше». Но при этом он призвал к тщательному обсуждению всех деталей проекта. «Сделать красивую картинку — это только самая начальная фаза, другое дело, как все это будет реализовано. А реализация связана не столько с идеей — все идеи тут реализуемы, а с тем, чьи интересы затронуты в ходе реконструкции, с какими структурами и группами надо согласовывать тот же археологический парк», — рассказал Кузнецов «Газете.Ru».
«Я с большим уважением отношусь к проявленным инициативам, теоретически это все правильно и хорошо. Но Москва — город очень сложный с точки зрения реализации, здесь огромное количество самых разных факторов влияет. Например, по обустройству Триумфальной площади проводили конкурс, дискутировали с жителями и экспертами больше года назад, а к реализации проекта приступаем только сейчас. А Триумфальная площадь по масштабам сильно меньше Бульварного кольца», — привел пример главный архитектор.