Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Роскомнадзор решил заявить свою позицию по теме демонстрации нацистской символики. О ее запрете говорится в федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности». В пункте 1 статьи 1 сказано, что экстремистской деятельностью признается «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения».
Ведомство заказало специальное юридико-лингвистическое исследование у специалистов кафедры судебных экспертиз Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. Эксперты пояснили, что в законе между понятиями «пропаганда» и «публичное демонстрирование» стоит соединительный союз «и». То есть понятия не просто перечисляются, они грамматически соединены между собой, утверждают эксперты. А порядок их употребления таков, что термин «пропаганда» находится в сильной, приоритетной позиции по отношению к термину «публичное демонстрирование».
Лингвистически это означает, говорят эксперты, что само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма.
Кроме того, сотрудники кафедры судебных экспертиз указали, что использование нацистской и сходной с ней до смешения символики или атрибутики в исторических, научных и тому подобных целях признается допустимым.
«Роскомнадзор намерен использовать в своей правоприменительной практике именно такую трактовку соответствующих норм закона «О противодействии экстремистской деятельности», — сообщили в ведомстве.
При этом демонстрация нацистской символики не должна использоваться для оскорбления советского народа и памяти о понесенных в ВОВ жертвах, а также для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства и оправдания военных преступлений фашистов, отмечают в ведомстве.
Роскомнадзор опирается также на разъяснения Конституционного суда РФ, который указывает, что демонстрация нацистской символики подпадает под понятие «экстремизм», если она возбуждает ненависть и вражду, разжигает рознь и пропагандирует социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство. А чтобы точно установить, есть ли подобные признаки в демонстрации символики, необходимо изучить «все значимые обстоятельства каждого конкретного дела: формы и содержания, адресатов и целевой направленности, общественно-политического контекста, наличия реальной угрозы, в том числе призывов к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, либо их оправдание».
Таким образом, получается, что игрушечные немецкие солдатики, которые продаются в магазинах без цели пропаганды, не попадают под экстремистскую статью.
О необходимости конкретизировать статью о запрете пропаганды нацизма в начале недели заявил замглавы Минкомсвязи Алексей Волин.
По его словам, в преддверии Дня Победы все чаще стали встречаться сообщения о привлечении граждан и организаций к ответственности за пропаганду нацизма. «Под эту статью подпадает масса вещей: от архивных фотографий до рисунков немецкой боевой техники и игрушечных солдатиков. И похоже, что мы имеем дело с ситуацией, когда стало возможной очень широкая трактовка норм этого закона. По такой логике можно запретить абсолютно все — от фильма «Щит и меч» (советский фильм о Второй мировой войне) до иллюстрации со сбитым самолетом со свастикой на хвосте», — цитирует Волина РИА «Новости».
Действительно, в России развернулась настоящая облава на свастику и другую нацистскую символику и атрибутику. После изъятия игрушечных солдатиков из Центрального детского магазина на Лубянке в Москве антиквары и коллекционеры пришли в ужас. «Все, моделисты, прощайтесь с наборами солдат и техники Третьего рейха, — писали они на своих форумах. — Теперь понятно, почему в магазине хобби, исчезли с прилавка все модели люфтваффе».
Только за последние два дня в новостях появилось более десятка сообщений о фактах обнаружения предметов и изображений со свастикой и о привлечении к ответственности за это. В среду, 15 апреля, пользователи твиттера распространяли в сети красочный логотип фестиваля «Пермский калейдоскоп», уверяя, что на нем есть свастика. На логотипе дизайнеры изобразили стилизованное колесо обозрения. Накануне прокуратура Забайкальского края начала проверку продажи в магазинах детских игрушек советского самолета Пе-2, на крыльях которого была нанесена свастика. В Екатеринбурге члены «Уральского родительского комитета» заявили о массовой проверке всех магазинов с игрушками, включая специализированные для коллекционеров. В Сочи владелец магазина «Лавка старьевщика» был оштрафован за продажу военной формы морского кадета с эмблемами в виде орла, держащего в когтях свастику.
В интервью «Газете.Ru» Волин указал, что публиковать фотографии из архива Минобороны, на которых есть нацистская символика, можно совершенно спокойно.
«Людям, которых возмущает любое использование нацистской символики, надо иногда включать голову, — пояснил замминистра связи.
— Если на витрине выставлены солдатики в фашистской форме, мы понимаем, почему люди возмущаются. Странно иметь магазин, торгующий исключительно нацистскими солдатиками — тем более накануне Дня Победы. Для игры в войну нужны разные солдатики — должны быть и наши. О чем, кстати, продавцам было сказано. Они ответили, что советских еще не подвезли. В общем, надо, чтобы подвозили быстрее».