Что это вы курите?
Первыми к многочисленным запретам на курение, поэтапно вступившим в силу в 2013–2014 годах, привыкли полицейские. Как рассказал «Газете.Ru» руководитель одного из региональных подразделений МВД, в первое время сотрудники патрульно-постовой службы начали получать перед дежурством нормы по выработке протоколов за курение в неположенном месте.
«Наружные службы на разводе получают информацию о количестве протоколов, которые должны быть составлены, и по каким административным правонарушениям. Так же случилось и со штрафами за курение», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
Источники «Газеты.Ru» в полиции отмечают, что в зависимости от указаний руководства их непосредственные начальники могли проявлять строгость и заставить их «добирать» протоколы в нерабочее время, если их количество не соответствует «дневной норме».
Подобное практикуется и в Москве в зависимости от рвения руководителей окружных отделов полиции. На минувшей неделе активность проявило Тверское ОВД. Корреспондент «Газеты.Ru» с сигаретой был задержан утром прямо возле станции метро «Чеховская». Сотрудник полиции будто по волшебству вырос рядом и настойчиво предложил пройти в отделение. Внутри уже толпилась целая группа прилично одетых людей, опаздывающих на работу и ожидающих оформления протокола. Кроме самого протокола, который заполняет непосредственно доставивший курильщика сотрудник полиции, уставший дежурный (один на всю толпу) заполняет кипу бумаг, включая квитанцию об оплате штрафа.
«Какую марку сигарет курили?» — спрашивает у людей полицейский и в ответ на удивленный взгляд лишь пожимает плечами: никто не знает, зачем в протоколе появилась эта графа.
«Чтобы знать, какие табачные заводы громить», — пошутил один из сотрудников Тверского ОВД, но никто не засмеялся.
На оформление ушло около трех часов. Ускорить процесс невозможно, равно как и покинуть помещение с «обезьянником»: полицейские бдительно следят, чтобы ты не ушел, не расписавшись под протоколом. Лишь получив квитанцию на оплату 500-рублевого штрафа, человек свободен.
При этом оштрафованных предупреждают, что оплаченную квитанцию необходимо принести непременно в отделение, иначе штраф будет считаться неоплаченным.
По словам исполнительного директора Движения за права курильщиков Андрея Лоскутова, своеобразные рейды против курильщиков носят волнообразный характер.
«Это обычная ситуация. Идет, к примеру, указание от руководства начать работу по грязным автомобилям — начинают не только искать грязные авто, но и вписывать это нарушение в протокол вместо настоящей причины остановки, если, например, не пропустил пешехода, — говорит Лоскутов. — Когда была первая кампания (против курения в неположенном месте. — «Газета.Ru»), мы наблюдали примерно одно и то же количество составленных протоколов. То есть полиция исполняет вышестоящую команду. К сожалению, таков характер нашей контрольной системы. Мы понимаем, что у всякой подобной акции есть начало и конец. Даже радуемся, что кампания началась, значит, скоро закончится».
Инвалид курительной группы
Москвичка Кристина Дубошинская попала в руки полиции около метро «Третьяковская». «Это было 29 марта. Мы подходили с подругой к спуску в подземный переход рядом с «Макдоналдсом» и решили закурить. Достали сигареты, подожгли, решили отойти к мусорке, когда нас завернули», — рассказывает она. К ним подошла сотрудница полиции, представилась и пояснила, что девушки нарушили закон.
Их проводили к автобусу, в котором уже сидело человек девять. «Нас собрался целый автобус, большинство были домохозяйки: мы пока сидели, со всеми познакомились.
Некоторые сидели в автобусе уже полчаса, дожидаясь, пока он будет заполнен, но мы лично ждали отправления недолго», — рассказывает Кристина.
Нарушителей отвезли в РОВД недалеко от Третьяковки. «Завели в комнату, похожую на лекционный зал: стояли парты со стульями. Там было еще четыре человека. Мы просидели там порядка полутора часов, пока сотрудники полиции оформляли паспорта и заполняли бланки на всех. Потом наши документы отнесли в другой кабинет, где уже заполняли протоколы. Там мы прождали еще около часа», — говорит Кристина. Она поясняет, что фактически в отделение они зашли примерно в 18.05, а вышли оттуда где-то в 20.45.
«Когда мы расписывались в протоколе, нас предупредили, чтобы мы не курили у метро, и сказали, что квитанции придут нам на почту», — говорит Кристина. Она возмущается, что их задержали на три часа из-за штрафа, который можно было бы оформить на месте.
18-летнюю Александру, студентку ВШЭ, задержали за курение у метро в феврале прошлого года. Она и две ее подруги курили рядом со станцией «Маяковская», где, по ее словам, не было никаких запрещающих курение знаков, после чего к ним подошли трое полицейских и попросили показать документы.
«Когда я спросила, на каком основании у нас требуют паспорта, сразу началось хамство. В грубой форме нам объяснили, что курение у метро запрещено и надо ехать с ними в ОВД, чтобы оформить штраф. Я до этого ни разу не слышала, чтобы штрафы за курение оформляли в ОВД, и спросила, почему нельзя оформить на месте.
На это мне грубо ответили, что мои слова могут быть расценены как предложение взятки, и сказали, что, если мы не сядем в машину сами, на нас наденут наручники», — рассказывает она.
Александру с подругами привезли в ОВД «Тверское», где сразу забрали у них документы. Какое-то время они сидели в холле, а потом их отвели в комнату с железной дверью, в которой располагался «обезьянник». «За решетку сажать не стали, — уточняет Александра. — Мы сидели рядом с ней вместе с двумя парнями, которых задержали за распитие спиртного в общественном месте».
По словам Александры, на оформление протоколов и выписывание штрафов (по 500 рублей каждой) у дежурного ушло минимум два часа. Подписав протоколы, подруги хотели забрать паспорта и квитанции об оплате и уйти, однако им сказали оплатить штрафы сразу же в находящемся неподалеку от ОВД Сбербанке, заявив, что, пока они этого не сделают, им не отдадут паспорта. «Операционистка, которая принимала нас в Сбербанке, сказала, что в конце месяца полиции нужно «выполнять план по задержаниям», поэтому за курение, распитие и тому подобное задерживают обычно всех подряд и по возможности сразу заставляют платить», — говорит Александра.
Оплатив штрафы, они с подругами вернулись в ОВД и просидели там еще примерно два часа, пока им не выдали паспорта. При этом копии протоколов они на руки так и не получили, а сфотографировать бумагу им не позволили. «Обращались в ОВД с нами в целом очень грубо, и, если мы пытались что-то сказать о наших правах, начинали только больше хамить», — заключает Александра.
С тех пор ее задерживали за курение у метро еще шесть раз, после чего курить у метро она решила перестать.
«Однажды мне попался добрый дежурный и оформил штраф около 1000 рублей вместо 1500, типа я инвалид. А два раза меня вообще без протокола отпускали», — добавила она.
У вокзалов и аэропортов спокойнее
Уроженка Новосибирска Ксения Баранова первые две недели после ввода запрета на курение постоянно забывала об этом и в итоге была три раза поймана на месте нарушения. «У курильщика такая привычка: вышел из метро и тут же закурил. Или перед тем, как войти в метро. Я без злого умысла выходила и постоянно закуривала, — рассказывает Ксения. — Однажды я спешила на работу, шла в метро «Театральная» и перед входом закурила. Ко мне тут же подошли два сотрудника: они попросили документы, пояснили, что есть такой закон, по нему штраф 500 рублей.
У меня был ошарашенный вид, так как было дня три, как ввели этот запрет.
Я сказала, что идти в отделение у меня нет времени. Спросила, можно ли на месте этот штраф выписать и оплатить. Я действительно очень торопилась. Полицейских больше смутила моя новосибирская прописка. Но в итоге они меня отпустили».
Второй случай был в аэропорту Домодедово. «Тогда я волновалась, видимо, и закурила прямо около входа. Помнила по старой памяти, что там пепельницы стоят. Ко мне подошел сотрудник с бейджем, пояснил, что тут курить нельзя. Я извинилась, пообещала больше так не делать. Тогда он попросил меня отойди подальше, показал куда», — говорит Ксения.
Третий раз ей пришлось извиняться за сигарету на Ярославском вокзале, где она закурила прямо около входа. Полицейский просто попросил выкинуть окурок. «Потом я перестала так делать, так как бросила курить. Правда», — признается Ксения.