Собачникам нагадят штрафами

Контейнеры с пакетами в парках не заставили москвичей убирать за собаками

Анастасия Берсенева
Властям Москвы не удалось заставить собаководов убирать за домашними животными. Расстановка в парках контейнеров с мешками и специальных урн для фекалий не принесла ожидаемого результата. Чиновники ищут новые способы воздействия на горожан, в том числе рассматривая специальные рейды по поиску нарушителей, а также генотипирование, с помощью которого можно узнать, чья собака оставила кучку.

Москвич Иван Мухин время от времени выгуливает пуделя своей мамы. Он не убирает «добро», которое песик оставляет на обочинах дорожек и газонах. «Во-первых, это не по-пацански, — говорит он. — А во-вторых, насколько я слышал, нужно биологические отходы выкидывать в отдельные контейнеры, не смешивая с бытовым и пищевым мусором. Таких контейнеров нет. И что, мне надо, что ли, нести фекалии домой, смывать в унитаз, а пакет выкидывать в ведро? Да никогда в жизни!»

Столичные власти уверяют, что они изучили все правила и в них нет запрета выкидывать собачье «добро» в контейнеры для мусора и урны, Роспотребнадзор также не возражал против такого смешивания. Это прозвучало на заседании «круглого стола» в департаменте ЖКХ и благоустройства Москвы во вторник.

«На вопрос, куда все это выбрасывать, мы предлагаем все равно использовать те же урны, контейнеры, которые есть по пути прогулки», — заявила начальник управления озеленения городских территорий и городской фауны департамента ЖКХ Москвы Светлана Сафронова.

По ее словам, отдельные урны Москва вряд ли поставит. «Даже если поставит, мусор из них будет выгружаться в те же машины, которые вывозят все на те же самые полигоны. Экологии от этого не станет хуже или лучше. Но урны у нас сегодня стоят у каждого подъезда, у каждой остановки, и они очищаются по регламенту два раза в сутки», — говорит Сафронова.

С 2013 года чиновники пытались приучить москвичей к ответственности, выставляя в парках и даже в некоторых дворах района Тропарево-Никулино столбы с контейнерами, в которых находились пакеты для фекалий. Но, к сожалению, такой метод не принес ожидаемых результатов. «В один день эти пакеты исчезли, а новые никто не пополнял», — говорит Сафронова. Она предлагает использовать обычные пакеты, которые получают в магазинах. Лучше использовать два пакета, объясняет она. Так не будет проблем с дырками, а также не будет ощущаться тепло от содержимого. «Берите с собой несколько пакетов, так вы сможете поделиться ими с другими собачниками», — подытоживает Сафронова.

Она говорит, что на собаководов могли бы подействовать такие штрафы, как за рубежом. «В Германии штрафуют на 500 евро, в Нью-Йорке — на 450 долларов, конечно, за такие деньги будет нетрудно купить специальные пакеты и отслеживать перемещения своего питомца», — говорит Сафронова.

Штрафы для столичных собаководов в 1–2 тыс. руб., которые были введены с 2008 года, совершенно не действуют, разводят руками чиновники.

Участковые, которые должны следить за собаководами, не в состоянии проконтролировать всех, да и сама процедура доведения дела до штрафа — весьма сложна. «Я поговорила с нашим участковым, он сказал, что для наложения штрафа нужно выявить нарушителя фотофиксацией, обязательно узнать его ФИО, составить протокол и завести дело. Это дело передать в административную комиссию, которая и выносит решение о наложении штрафа. Но мы же понимаем с вами, что это невозможно, — рассказала на заседании «круглого стола» замдиректора ГБУ «Жилищник» района проспект Вернадского Татьяна Кириллова. — Участковый сказал, что было бы хорошо, если бы им позволили штрафовать на месте в присутствии двух свидетелей».

Решить проблему с загрязнением дворов могли бы специальные площадки для выгула. Но почему-то в управлении озеленения московских территорий не считают их панацеей. «Они не для выгула, а для дрессировки, — говорит Сафронова. — Во-первых, собаки все равно будут садиться, как только выйдут из подъезда, а во-вторых, и на площадках надо будет убирать». Впрочем, Кириллова отметила, что вообще-то есть площадки для дрессировки, площадь которых, по нормативам, около 200 кв. м, а есть площадки для выгула, гораздо меньшего размера. Но их трудно расположить в местах плотной застройки, потому что есть требования — не ближе 40 м от жилых домов и не ближе 50 м от детских учреждений.

«Люди нам звонят, говорят: дайте нам место для выгула собак!» — рассказывает Кириллова.

Она поясняет, что многие даже не знают о том, что где-то недалеко от них есть такие площадки.

Так как все опробованные методы не принесли результата (хотя и чиновники, и депутаты Мосгордумы, и коммунальщики соглашаются, что есть горожане, которые начали выходить на улицу с пакетиками), то власти столицы начали искать новые способы прививки ответственности.

В департаменте здравоохранения Москвы пугают москвичей опасностями: собаки гадят на детских площадках, а дети в итоге могут подхватить опаснейшие заболевания. Например, микоплазмоз, инфекционное заболевание, которое протекает в острой форме.

«Ребенок походил по детской площадке, по траве, где остались фекалии, может принести домой эту инфекцию. А среди последствий — фактически инвалидность. Животные — переносчики микоплазмоза, причем даже здоровые могут заразиться от больных, съев на улице загрязненную фекалиями травку», — говорит представитель департамента здравоохранения Татьяна Быкова. Она отмечает, что домашних животных нужно ежегодно прививать, а некоторые собаководы этого не делают.

«А есть еще токсоплазмоз, который тоже через фекалии передается. Крайне опасен для беременных», — говорит депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова.

Она предлагает обязать москвичей генотипировать своих питомцев, чтобы потом, по генам в куче, оставленной в песочнице, идентифицировать, какая собака тут проходила, и затем оштрафовать владельца.

На обвинения в лоббировании Стебенкова предложила создать госучреждение, которое бы занималось генотипированием домашних питомцев, а также пояснила, что эта процедура будет недорогой — в районе 100 или 200 руб. Хотя на сайтах компаний, предлагающих данную процедуру, указана цена в 2200 руб.

Стебенкова говорит, что уже полгода встречается с владельцами животных, разговаривает с ними, убеждает носить с собой пакеты. Те соглашаются, кивают, но ничего не делают. Поэтому депутат — приверженец закручивания гаек, в том числе ужесточения штрафов. «У нас народ понимает, к сожалению, одно: оштрафовали — ага, надо соблюдать», — говорит Стебенкова. Она предлагает начинать облавы с владельцев крупных собак, которые оставляют заметные кучи.