«Ложное ощущение надежности»

Руководство ВДНХ недовольно аттракционами на территории выставки

Руководство ВДНХ через объявления предупредит посетителей, что не несет ответственности за безопасность аттракционов. Это будет сделано после ЧП 15 марта, когда четыре человека застряли в «мертвой петле». Владельцы аттракциона утверждают, что техника исправна, а ВДНХ выгоняет их из-за коммерческих интересов. Городок развлечений на ВДНХ — самый крупный в Москве, но он может потерять этот статус после открытия парка DreamWorks в Нагатинской пойме.

На Выставке достижений народного хозяйства могут появиться информационные объявления, предупреждающие, что ОАО «ВДНХ» не несет ответственности за аттракционы. Об этом «Газете.Ru» сообщили в руководстве выставки, добавив, что сейчас выбираются форматы оповещения посетителей. Предполагается, что предупреждения будут сделаны по аналогии с объявлениями, которые в начале зимы появились у нескольких объектов общепита. Тогда руководство ВДНХ предупредило посетителей, что эти кафе и рестораны находятся в частной собственности, а не на балансе выставки. Посетители жаловались, что точки общепита постоянно нарушают санитарно-эпидемиологические нормы либо обсчитывают клиентов.

Предупреждать москвичей, что поездка на американских горках может стать игрой в «русскую рулетку», решено после случая на аттракционе «Кобра» на ВДНХ.

Инцидент произошел 15 марта этого года. В результате сбоя люлька аттракциона остановилась вверх ногами в верхней точке «мертвой петли», в ней находились четыре человека. Они полчаса висели вниз головой, после чего, как заявили в пресс-службе ГУ МВД по Москве, спасатели сняли их с высоты. Пострадавшими оказались наладчики, готовившие объект к летнему сезону.

Останкинская межрайонная прокуратура начала проверку. Правоохранительные органы потребовали разрешительные и подтверждающие исправность техники документы у ЗАО «Российская выставка аттракционов», которое является владельцем «Кобры» и арендатором соответствующего земельного участка с 1998 года. О том, что происшествие взято на контроль, сообщила и председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.

Выставка сдвигает аттракционы

Несмотря на то что парк аттракционов находится непосредственно на территории ВДНХ, это частная собственность ЗАО «РВА». Руководство выставки уверяет, что не может контролировать, как соблюдаются нормативы по безопасности. Как рассказала «Газете.Ru» заместитель генерального директора ОАО «ВДНХ» Ирина Гордина-Невмержицкая, подобные ЧП — единственная возможность обратиться в органы прокуратуры с требованием внеплановой проверки. «При этом известно, что далеко не все документы на аттракционы оформлены должным образом», — отметила она.

«Руководство выставки уже в течение нескольких лет ведет несколько судебных процессов против этого арендатора, который, по нашему мнению, незаконно разместил аттракционы на площадке», — сказала Гордина-Невмержицкая.

Один из судов связан с инцидентом, произошедшим в 2013 году, когда колесо обозрения с посетителями встало на два часа. Тогда пресс-служба выставки заявила, что аттракцион не отвечает требованиям безопасности и представляет угрозу жизни посетителей ВВЦ.

«Проблема еще и в том, что москвичи считают, что аттракционы находятся на нашем балансе, и это дает людям ложное ощущение надежности объектов. В действительности мы не можем отвечать за безопасность этой техники», — уточнила Гордина-Невмержицкая.

В то же время собственники аттракциона настаивают, что воскресного инцидента как такового не было. «Аттракцион начали «раскатывать» в холодную погоду. На 11-й поездке он не прошел «мертвую петлю» на обратном движении. Зависание людей было, но они не висели вниз головой, а лежали на спинках кресел. МЧС никого не эвакуировало, поезд штатным образом вернули на вокзал. А полиция и МЧС потом долго пытались уговорить людей написать заявление о причиненном им ущербе и очень расстроились, когда наладчики отказались это делать», — рассказал «Газете.Ru» владелец колеса обозрения и главный его конструктор Владимир Гнездилов. Стоит отметить, что на любительских видео с места видно, как сотрудники МЧС на выдвижной лестнице пожарной машины подобрались к заблокированному «поезду» и освободили его, после чего состав самостоятельно скатился вниз.

По словам Гнездилова, который также является президентом Российской ассоциации производителей аттракционов и председателем Международного комитета безопасности аттракционов Международной организации по стандартизации (ISO), все необходимые документы у парка развлечений на ВДНХ есть. К примеру, договор аренды земельного участка официально зарегистрирован до 2046 года по решению суда.

Более того, руководство ВДНХ препятствует безопасной эксплуатации аттракционов, не разрешая провозить технику для обслуживания на территорию выставочного комплекса, говорят собственники развлекательной техники. Компания неоднократно обращалась в полицию и прокуратуру по этому поводу.

Забавы в столичных парках

Качели и карусели установлены на некоторых других площадках Москвы, но в куда более скромных масштабах. К тому же они находятся на балансе самих парков, а не в частных руках. Пресс-секретарь Измайловского парка Кристина Наумова пояснила «Газете.Ru», что на их территории есть две площадки аттракционов — «Кроха» и «Забава», а также большое колесо обозрения.

«Все объекты находятся на балансе парка, соответственно, мы следим за безопасностью аттракционов и проводим ремонт, если это необходимо. Например, в 2012 году была проведена замена почти всех аттракционов, кроме колеса обозрения. Хотя оно достаточно «пожилое» — было установлено в 1957 году, — работает исправно и находится в хорошем техническом состоянии. Сейчас проводится ежегодная проверка перед началом теплого сезона, запустить аттракционы планируется в середине-конце апреля», — рассказала она.

В «Сокольниках» аттракционы расположены на Песочной аллее. Летом 2013 года было закуплено более двух десятков новых сооружений итальянского производства, среди которых Air Race с «мертвой петлей», являющийся аналогом одного из самых посещаемых аттракционов в Центральном парке Нью-Йорка. В пресс-службе «Сокольников» уточнили, что сейчас аттракционы проходят традиционное техническое освидетельствование перед запуском в эксплуатацию.

Но в целом после того, как из парка Горького торжественно изгнали американские горки, ВДНХ стала самым крупным действующим центром развлечений Москвы. У выставки уже есть определенное понимание того, могут ли присутствовать аттракционы на территории комплекса вообще и в каком формате это лучше всего сделать.

«В прошлом году проводился опрос москвичей с помощью системы электронного голосования «Активный гражданин».

52% опрошенных москвичей считают, что аттракционы должны остаться на той же площадке, что и сейчас, а 48% респондентов ответили, что аттракционы можно переместить в глубь ВДНХ, если будет хорошо налажено транспортное сообщение от входа.

Это позволило бы более равномерно обеспечить загрузку территории», — рассказала Гордина-Невмержицкая.

Где откроется «Око Москвы»

Кроме того, ВДНХ провела в марте 2015 года консультации с британской компанией Ove Arup по возможностям установки нового современного колеса обозрения. Иностранцы ранее занимались проектированием, дизайном и управлением таких колес обозрения, как London Eye или Flyer, который находится в Сингапуре. С московской стороной британцы обсудили инженерно-технологические особенности и технико-экономические показатели создания колеса обозрения на территории ВДНХ. Рекомендации от англичан на выставке ожидают уже в апреле 2015 года.

Между тем у ВДНХ через два года появится крупный конкурент. До конца 2015 года может начаться строительство парка развлечений DreamWorks в Нагатинской пойме. Об этом сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на общественных слушаниях по проекту, состоявшихся в начале марта. Ожидается, что строительство парка займет около трех лет и завершится к 2019 году.

«Это будет единственный в мире парк развлечений такого формата, имеющий неправильную форму.

Во всем мире такие парки — это прямоугольная или квадратная «коробка». Мы с коллегами договорились размещать объекты в тех местах, где нет зелени, поэтому парк будет такой неправильной и сложной формы», — сказал главный архитектор.

Впрочем, подчеркнул Кузнецов, в парке «не стоит ожидать американских горок какой-то необычайной высоты». Ранее сообщалось, что там могут разместить самое большое в Москве колесо обозрения.

При установке аттракционов надо учитывать не только то, как впишется колесо обозрения в пейзаж, но и то, что люди оттуда увидят, убеждены эксперты. «Одно дело, когда это небольшое колесо в крупном парке — открывается приятный вид на зелень. И совсем другое, если оно высокое. На ВДНХ или в Нагатинской пойме люди увидят только типовые микрорайоны и разрушенные промзоны», — привела «Газете.Ru» пример заслуженный архитектор России Зоя Харитонова.

«В Лондоне к 2000 году построили колесо обозрения как символ наступления новой эры. И очень удачно выбрали расположение, потому что люди смотрят на Темзу, Вестминстерское аббатство и другие достопримечательности старого исторического города.

В центре Москвы колеса обозрения, конечно, не поставишь, но можно организовать смотровые площадки, например, на воссозданных звонницах монастырей. А аттракционы лучше всего, по возможности, размещать в закрытых помещениях, чтобы шум людей и техники не мешал посетителям. К тому же так будет безопаснее: аттракционы лучше защищены от непогоды», — резюмировала Харитонова.