Московское метро начало закупать вагоны по контракту жизненного цикла (КЖЦ) в 2014 году. Контракт жизненного цикла означает, что победитель должен не только поставить определенное количество вагонов, но и взять на себя их полное обслуживание на конкретный срок.
В результате двух конкурсов, проведенных в 2014 году, победитель, которым в обоих случаях стало ОАО «Метровагонмаш», должен изготовить и поставить в общей сложности 1,5 тыс. современных вагонов до 2020 года. Одним из основных требований стала локализация производства на территории России, из-за чего все иностранные претенденты вынуждены были отказаться от участия в конкурсе.
За это, а также за обслуживание поездов в течение следующих 30 лет «Метровагонмаш» получит от Москвы почти 260 млрд руб.
Новые составы напичкают автоматикой, которая будет греть и охлаждать воздух в вагоне, поднимать сиденья по команде в час пик и останавливать поезда в случае неполадок без участия машиниста. Планируется, что эти поезда будут в первую очередь курсировать по Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линиям начиная с 2017 года.
При этом ранее неоднократно заявлялось и о проведении третьего конкурса — на сопоставимый объем вагонов (примерно 800) и сопоставимую сумму (около 130 млрд руб.). Начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов говорил «Газете.Ru», что у ГУП уже готова вся техническая документация к конкурсу — городу осталось только определиться со сроками и объемами вагонов, которые понадобятся в будущем.
«График поставки вагонов сильно привязан к графику строительства новых линий метро, сдвинется ввод линий в эксплуатацию — сдвинутся и сроки поставки. Если конкурс будет проведен через полгода или в следующем году, то условия тендера надо будет пересматривать. Надо понимать, что будет с кредитами у банков, какая будет финансово-экономическая ситуация в стране», — отмечал Пегов.
В итоге следующий конкурс решено пока не проводить вообще.
«Его могут объявить не ранее 2017 года, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. — [Уже заключенный] заказ обеспечит метрополитен необходимым количеством подвижного состава вплоть до 2019 года».
В то же время единственный поставщик новых вагонов для московского метро просит внести ясность с уже заключенными контрактами. В частности, пересмотреть их условия и оптимизировать загрузку в рамках контракта по годам. Дело в том, что по условиям контракта «Метровагонмаш» должен поставлять каждый год разное количество вагонов: 69 штук в 2015 году, 78 — в 2016 году, а основной пик поставки приходится на 2017 год. При этом завод рассчитан на производство 300 вагонов в год. Из-за неравномерной загрузки, особенно в период кризиса, есть опасность резкого сокращения рабочих кадров.
То есть в ближайшие два года загрузка будет недостаточной, чтобы сохранять прежнее количество кадров и мощность производства. А к 2017 году, когда заводу, напротив, понадобится резко нарастить обороты, работать будет уже некому.
По словам председателя первичной профсоюзной организации «Метровагонмаша» Сергея Коршунова, только с конца 2014 года было сокращено 160 человек, а планировалось уволить 650 человек. Часть сотрудников удалось временно спасти от сокращения, переведя на трехдневный график работы. Но ситуация остается сложной. «Высококвалифицированные кадры не будут ждать «у моря погоды», а будут искать возможности трудоустройства на других предприятиях», — заявлял ранее Коршунов журналистам.
Пересмотр условий контракта, по словам Коршунова, даст возможность предприятию «выдержать это трудное время, сохранить кадры и дальнейшее развитие производства». В ЗАО «Трансмашхолдинг», в состав которого входит «Метровагонмаш», не стали комментировать ситуацию, подчеркнув, что все ранее взятые обязательства будут выполнены в оговоренные сроки.
Пегов также отметил, что заключенные контракты выполняются по графику. «Условия существующих контрактов пока не меняли и производители вагонов к нам пока с предложениями о пересмотре условий контракта не обращались», — рассказал начальник метро.
Город готов пойти навстречу поставщикам вагонов и пересмотреть условия уже заключенных контрактов. «В рамках ежегодной корректировки объемов закупки будет оптимизировано количество ежегодно закупаемых вагонов. При возможности мы готовы в случае обращения ОАО «Метровагонмаш» рассмотреть предложения поддержки предприятия», — добавили в пресс-службе департамента транспорта.
Несмотря на возможные кадровые сложности, «Метровагонмаш» может претендовать на участие и в следующем конкурсе на поставку вагонов. Представитель «Трансмашхолдинга» Артем Леденев пояснил «Газете.Ru», что у компании есть интерес к участию в конкурсной процедуре. «Но говорить о конкретике можно будет только тогда, когда конкурс будет объявлен, а компания получит возможность ознакомиться с технической документацией», — подчеркнул он.