Сегодня в непризнанных Донецкой и Луганской республиках стартовала так называемая добровольная мобилизация. Возможно, это ответ сепаратистов на очередной призыв в вооруженные силы Украины. Официальный представитель министерства обороны ДНР Эдуард Басурин заявлял, что пункты приема желающих вступить в ополчение будут открыты при всех военкоматах. Волонтеров обещают обмундировать и обучить.
Руководитель отдела международной информационной службы политотдела министерства обороны ДНР Владислав Бриг пояснил «Газете.Ru», что де-факто мобилизация в непризнанной республике не прекращалась с самого начала конфликта на востоке Украины.
«Добровольная мобилизация у нас не прекращалась, она шла и идет постоянно. Александр Захарченко (глава ДНР) поставил задачу увеличить численность ополчения до 100 тыс. человек до начала весны. Это ориентировочный срок. Ситуация постоянно меняется, поэтому сегодня это может быть так, а завтра уже по-другому, — рассказал Бриг. — Не могу ответить на вопрос, сколько добровольцев приходит ежедневно. Раньше было как минимум 100–150 человек в день. Сейчас, я думаю, побольше. Мобилизация связана с постоянными угрозами прорыва существующих границ фронта.
Если бы украинская власть не наносила артиллерийские удары и не пыталась прорваться через наши границы — этого бы не было».
Официальный представитель украинского генштаба Леонид Матюхин считает, что поставить под ружье 100 тыс. человек у сепаратистов не получится.
«Они что, будут насильно заставлять людей воевать против Украины? Каждый человек, который сразу сдаст оружие, не принимая участия в боевых действиях, — ничего ему за это не будет, никакой уголовной ответственности, — говорит украинский офицер. — Если говорить про Захарченко, он сказал, что будет насильно давать людям в руки оружие. У них есть один путь: если они не хотят воевать против своей страны, они должны сдать оружие. Какие там 100 тысяч?! Я даже не хочу это комментировать. Это бред».
Пресс-секретарь антитеррористической операции на востоке страны Владислав Селезнев говорит, что объявленная сепаратистами мобилизация говорит о потерях, которые они несут в боях.
«Силы АТО, которые находятся в зоне проведения операции на востоке Украины, готовы к любому развитию ситуации. В то же время мы четко понимаем, что, если Захарченко делает такие громкие заявления, пытаясь поставить под ружье порядка 100 тыс. человек, это говорит о том, что в ходе последних боев мобилизационные ресурсы боевиков истощились и у них есть серьезные потребности, чтобы призвать в свои ряды достаточное количество сторонников, чтобы продолжать свою агрессивную политику, направленную на расширение зоны своего влияния, — считает Селезнев. —
Силы АТО, в свою очередь, четко придерживаются положений минского протокола.
На сегодняшний день это единственный документ, который определяет формат наших действий на востоке Украины. Есть четкая линия разграничения, мы стоим на своих позициях и вперед не идем, сдерживаем агрессию боевиков».
По его словам, ВСУ успешно отражают атаки на свои позиции. «Причем на некоторых точках, в частности в районе дебальцевского плацдарма, была крайне сложная ситуация. Террористы беспрестанно, практически без остановок, обстреливали наши позиции. На отдельных участках они пытаются штурмовать, но мы держим удар. Огневыми ударами уничтожаем живую силу и технику боевиков, средства их огневой поддержки», — рассказал пресс-секретарь АТО.
Глава ЛНР Игорь Плотницкий обещал, что ополчению будет выплачиваться неплохое денежное довольствие. В условиях экономической блокады региона это действительно может существенно пополнить ряды сепаратистов. Рядовому будет выплачиваться 5260 гривен в месяц, сержанту — 5960, офицеру — от 7 тыс. гривен.
Политолог Алексей Макаркин предположил, что, помимо «серых» схем с экспортом угля, средства на мобилизацию власти добывают через сборы с местных предпринимателей. Кроме того, озвученные Плотницким суммы по довольствию не такие большие.
«Мобилизация дает возможность призвать тех, кто раньше не шел на службу, идейно не мотивированных.
В разрушенном Донбассе это почти единственная возможность получить заработок и прокормить семью. На это не проживешь, но минимально кормить семью сможешь.
Если изначально в ополчение шли люди идейные, то сейчас такие категории населения заменят идейных в тыловой службе, для того чтобы перебросить резервы на фронт. Число в 100 тыс. нереально, это элемент информационной войны», — говорит Макаркин.
Политический консультант ДНР Роман Манекин считает вполне вероятной версию про использование мобилизации для получения дополнительных ресурсов. Он напоминает, что бюджета ни в ЛНР, ни в ДНР нет (проекты пока только рассматриваются).
«Полагаю, что идея с этим призывом, она обоснована, конечно, очередной волной порошенковской «мобилизации», но для лидеров она — рычаг для получения новых траншей. Там, где они их получают. Не думаю, что все это реализуется. Из нереализуемых, да и ненужных проектов, полагаю», — говорит собеседник.
Другой источник подтвердил версию про попытку местных властей запросить больше ресурсов.