В управленцы я б пошел

Московские школьники отказываются быть юристами и выбирают управление

Ольга Аверкиева
Опрос старшеклассников столичных школ показал: 96% из них намерены поступать в вуз. Впервые за многие годы наметилось падение интереса к профессии юриста. Теперь школьники мечтают стать управленцами и деятелями культуры. При выборе профессии они по-прежнему обращают внимание на зарплату. Но есть и другая тенденция — школьники надеются, что их труд будет полезен для общества. Эксперты связывают этот мотив с усилением социальной напряженности.

Московские старшеклассники убеждены, что после школы поступят в вуз. Об этом свидетельствуют результаты проведенного Городским центром профессионального и карьерного развития исследования среди учащихся 10-х классов столичных школ. Так, 96% школьников не скрывают намерения продолжить образование в высшем учебном заведении. И лишь 3% признались, что не намерены получать «вышку», а пойдут учиться в колледжи. Чуть менее 1% и вовсе воздержались от ответа.

По мнению экспертов, решение продолжить образовательный процесс только в вузе лишь укрепляет стереотип о том, что высшее образование — показатель успешности и достойной заработной платы.

«Такие идеи активно транслируются. Если посмотреть на примеры успешных людей, найдется ряд исключений — людей, которые не получали высшее образование. Но сейчас уплотняется этот доминирующий дискурс, связанный с тем, что «нормально» — это получить высшее образование.

Люди идут в университет и думают, что делают что-то, что соответствует стандарту, представлению о том, как должен развиваться успешный человек.

Но это совершенно не значит, что если бы он выбрал другой путь, он не был бы более полезен, более успешен», — пояснил «Газете.Ru» социальный работник, школьный психолог Андрей Пентин.

Примечательно, что в последний год школьники стали обращать внимание на общественные проблемы и даже хотят оказывать помощь в их решении. Так, 14% школьников, выполняя свои профессиональные обязанности, надеются приносить пользу обществу. Ранее, как отмечено в исследовании, это не слишком волновало учащихся.

«К сожалению, сейчас мало таких работ, где ты можешь быть очевидно полезен и на которой ты можешь получать достойную зарплату, — отметил Андрей Пентин. — Если предполагать, почему этот мотив становится более заметным, то, думаю,

это связано с усугубляющейся социальной напряженностью и с тем, что кому-то становится важным как-то откликаться на это и быть полезным в такой ситуации».

Но мотив «полезности для социума» пока только усиливается. В числе доминирующего же по-прежнему — достойный уровень заработной платы.

Для 18% школьников именно заработная плата является ведущим мотивом при выборе профессии. Вероятно, ожидания некоторых школьников преувеличены. Многие из них желают работать в сфере искусства. Но при этом хотят много зарабатывать, что не вполне реально. Для примера, средняя заработная плата по Москве для художников — порядка 35 тыс. руб., что не совсем соответствует мечте о высокой зарплате.

На втором месте в качестве мотивирующих факторов — возможность сделать карьеру (14%) и реализация своей жизненной цели (14%). Творческий характер профессии привлекает лишь 12% опрошенных. И менее всего школьников мотивируют интеллектуальная деятельность и возможность развивать новые технологии.

В сохранявшейся долгие годы тенденции, если верить исследованию, наметился перелом. Старшеклассники не хотят идти в юристы. По крайней мере, их интерес к этой области значительно уменьшился, и она оказалась в числе аутсайдеров. Лишь 7% десятиклассников планируют изучать юриспруденцию.

В лидеры выбились «Управление и менеджмент» и «Искусство», которые в предыдущие годы фигурировали лишь в середине рейтинга. «Экономика» традиционно держится на третьей позиции. А

«Педагогика», к сожалению, и вовсе потеряла привлекательность и откатилась на последнее место — лишь 5% школьников хотят стать учителями.

Судя по ответам старшеклассников, многие уже определились с выбором профессии и готовятся к поступлению в вузы. Согласно исследованию, почти четверть опрошенных (и это большая часть) в качестве подготовки к вступительным испытаниям изучают особенности профессии. Почти 20% школьников полагают, что подготовиться им поможет развитие их сильных сторон. Такой же процент доверяет советам близких людей.

При выборе профессии школьники в последние годы стали меньше доверять учителям и профессионалам. Лишь 12% школьников считают, что в выборе им помогают определиться преподаватели. Наибольшее число, более 40%, учеников опираются на советы родственников. И более 20% уверены, что с главным вопросом выбора им помогают СМИ и интернет.

«Качественно-количественный анализ ответов вновь повторяет вывод, что профориентация в школах не отвечает потребностям учащихся, — объясняется наметившаяся тенденция в анализе исследования. — Лишь немногая часть опрошенных отметила учителей как носителей и трансляторов информации по проблеме самоопределения, помогающих учащимся в этом процессе».

С окончательным выбором профессии школьникам, по их мнению, поможет практическое применение своих навыков — стажировки. Именно так считают 23% старшеклассников. Чуть меньшее число школьников (22%) убеждены, что окончательное решение они могут принять в результате встреч с известными людьми и участия в мастер-классах.