С 1 января в Крыму появится второе Завидово: старейший на полуострове Крымский природный заповедник переходит к управлению по делам президента. Об этом «Газете.Ru» сообщил председатель государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству, главный государственный лесной охотничий инспектор Василий Чебанов. Созданная еще в 1913 году как заказник императорских охот, эта территория всегда привлекала внимание первых лиц государства. Хрущев и Брежнев приезжали сюда на охоту. Здесь строились дачи. Статус заповедного места был возвращен только в 1991 году.
Директор Всемирного фонда защиты природы (WWF) в России Игорь Честин говорит, что ожидает начала консультаций по дальнейшей судьбе заповедника между управделами президента и Минприроды.
Дело в том, что в состав Крымского заповедника входят Лебяжьи острова, которые находятся под юрисдикцией международной Рамсарской конвенции. И Минприроды обязалось перед международным сообществом их охранять. «Крымский в любом случае надо было переводить из заповедника в нацпарк, так как там объекты госсобственности — разные дачи, оставшиеся еще с советских времен, — и это не соответствует статусу заповедника. Надо садиться с управделами президента, смотреть, вся ли территория передана, поскольку, судя по всему, Лебяжьи острова так и не переданы. Тогда что с ними? Какой у них статус? Как Минприроды собирается эту конвенцию выполнять?» — говорит Честин.
«Будем решать», — ответил на аналогичный вопрос «Газеты.Ru» министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской.
Судя по всему, больше никакие заповедники полуострова не будут переходить под контроль управделами президента. Зато остальные заповедные территории власти Крыма не хотят никому отдавать. Федеральный статус должен был быть у 6 заповедников, 1 нацпарка и 17 заказников — это 9,2% площади полуострова. Планировалось создать два федеральных государственных бюджетных учреждения, которые бы управляли этими особо охраняемыми природными территориями (ООПТ).
«Еще в мае Минприроды вышло на совещание с уже подготовленными проектами нормативных актов, на основании которых эти природные территории надо было передать в федеральное ведение. Но глава республики сказал свое категорическое нет: ни пяди родной земли не отдадим», — рассказал Честин. Тогда же весной Совет министров Крыма принял решение национализировать заповедники и заказники.
В действительности федералы предоставили региональным властям самостоятельно разобраться с множеством проблем, которые были накручены вокруг ООПТ. У многих заповедных территорий отсутствовали установленные границы, в итоге местные бизнесмены и чиновники в течение многих лет самовольно захватывали участки и строили там коттеджи. Некоторые жилые дома были построены через государственные программы. В большей части ООПТ есть ведомственное жилье. Прокуроры и представители администраций выходили в суд с требованием снести незаконные постройки, но проигрывали, так как суды указывали на отсутствие границ.
Попытки крымских чиновников взяться за распутывание этого клубка противоречий провалились.
«До сих пор не установлены четко границы охраняемых территорий, это краеугольный камень», — пояснил «Газете.Ru» председатель государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству (госкомлес) Василий Чебанов. Все ООПТ республики находятся в его ведении. По его словам, для этого нужно финансирование, но, чтобы его получить, надо определиться с категорией объектов заповедного фонда, а затем разобраться с границами. «Это организационные моменты, которые надо решать, чтобы заповедники оказались в правовом поле Российской Федерации. Вот такой замкнутый круг получается», — говорит Чебанов. Такое сравнение он приводил еще в ноябре на пресс-конференции.
Фактически все упирается в деньги: на размежевание границ надо 6 млн руб., говорит Чебанов. А лучше 10 млн руб. Но из-за неясностей с формой собственности заповедных территорий просить бюджетные деньги было нельзя. «Если нам дадут деньги, а ООПТ не является бюджетной собственностью, то это будет нецелевое использование бюджетных средств», — пояснил Чебанов. При этом он отметил, что буквально на днях была узаконена форма собственности, теперь заповедники — это бюджетные предприятия.
Предпринимались также попытки сменить статус заповедника через директоров. «Меня просил написать заявление о перерегистрации заповедника в крымское предприятие регионального значения 1-й зам госкомлеса Владимир Капитонов, а потом глава райадминистрации по просьбе вице-премьера правительства Крыма Николая Янаки», — рассказал «Газете.Ru» бывший директор заповедника «Чаривна гавань» Анатолий Рыков. В итоге он был уволен, а по заповеднику готовятся документы для понижения его статуса. Сейчас он сильно беспокоится за сохранение европейского проекта «Степное биоразнообразие» по разведению копытных животных. В конце прошлого года, еще до присоединения Крыма к России, на территорию парка были завезены десять сайгаков и пять куланов, но теперь этот проект под угрозой. В итоге в настоящее время статус заповедных территорий так официально и не установлен, ни федеральный, ни региональный, признался Чебанов.
Это будет решать Совет министров Крыма, но когда, неизвестно. Хотя сам Чебанов говорит, что лично он все-таки за то, чтобы заповедные территории федерального значения оставались в том же статусе.
В Минприроды оценивают действия крымских властей «не на отлично». «С одной стороны, мы выдаем по максимуму свободы крымским властям, чтобы они могли управлять процессом в Крыму. Конечно, если ООПТ передать на региональный уровень, то понижаются статус и охранительные возможности.
Другое дело, что до этого момента мы давали региональным властям самим себя проявить, но они проявили себя не с той стороны. Поэтому будем ставить вопрос, как ужесточить условия и контроль», — заявил «Газете.Ru» глава Минприроды Сергей Донской.
Впрочем, министр отметил, что вопрос о том, чтобы часть функций вернуть на федеральный уровень, на повестке дня не стоит.
В пресс-службе Минприроды «Газете.Ru» пояснили, что большой трагедии в понижении статуса не будет: «В целом благодаря изменениям в законодательство об ООПТ, принятым в течение 2013–2014 годов, статус региональных резерватов повысился, инспекторы региональных ООПТ могут возбуждать административное производство, задерживать нарушителей, взыскивать ущерб и так далее».
В министерстве подчеркнули, что были приняты поправки к законодательству и сейчас у региональных чиновников нет возможности урезать площадь заповедных территорий регионального значения, понижать охранный статус или менять зонирование. «Любые изменения предусматривают согласование Минприроды России. И мы будем очень внимательно следить за тем, как регион будет осуществлять управление и развитие заповедников Крыма, хотя повода сомневаться в компетентности специалистов нет. Сегодня этими территориями лучше управлять из Симферополя, на месте, а не из столицы», — заявили в министерстве.
Экологи надеются, что крымские власти добровольно вернут федеральный статус заповедным территориям. «В Крыму в ноябре был принят закон об ООПТ, там есть понятие федеральных ООПТ. То есть им никто не мешает этот вопрос рассмотреть и передать территории под федеральный контроль», — отметил Честин.