Турбизнес принуждают к ответственности

Новый законопроект с мерами по защите туристов не нравится турбизнесу

Анастасия Петрова
Правительство России защитит туристов, которые могут пострадать из-за проблем у туроператоров. В Госдуму внесен законопроект, требующий выдавать билеты на руки за 24 часа до поездки. Турфирмам предлагается страховать риски, а также брать ответственность за действия посредников, работающих от их имени. Представители бизнеса и страховщики считают предлагаемые нормы невыполнимыми.

В Госдуму внесен законопроект «Об усилении ответственности участников туристского рынка и повышении уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы России». Согласно ему в федеральный закон «Об основах туристской деятельности» будут внесены изменения, гарантирующие любителям путешествий комфортный отдых и возвращение домой. Законопроект был разработан кабмином по поручению Дмитрия Медведева, которое премьер-министр озвучил в начале сентября.

Законопроект требует от турфирм выдавать туристам билеты туда-обратно и ваучер не менее чем за 24 часа до начала путешествия.

Также туроператор будет обязан выдать клиенту маршрут-квитанцию, обеспечивающую его возвращение домой. Эти документы будут свидетельствовать, что услуга туристом оплачена полностью, и вне зависимости от того, с какими проблемами столкнется туроператор, он будет обязан оказать ее в полном объеме.

Чтобы бизнес сам мог разбираться с экстренными ситуациями, планируется создать два фонда. Первый — фонд персональной ответственности туроператора, предназначается для оказания помощи туристам, попавшим в экстренную ситуацию. Второй — резервный — объединит все компании отрасли. Каждый оператор будет обязан ежегодно вносить в него взносы от 100 тыс. до 500 тыс. руб., в зависимости от количества запланированных на будущий год клиентов. Обращаться к нему участники отрасли смогут только в случае, если своих средств не хватает на погашение расходов в экстренных случаях. При этом взятую сумму они будут обязаны вернуть в полном объеме.

Турбизнес весьма негативно воспринял этот законопроект. Ассоциация туроператоров России опубликовала свое заявление с критикой предложенных мер.

«Туроператоры должны будут заранее определить количество туристов в будущем году и перечислить в фонд по 100 руб. с каждого будущего туриста.

Если в конце года выяснится, что у туроператора было, например, на 10% больше туристов, чем он запланировал, «Турпомощь» должна ходатайствовать в Ростуризм об исключении этого туроператора из реестра», — сказано в сообщении АТОР.

По мнению членов ассоциации, это нововведение может стать причиной роста коррупции и злоупотреблений в сфере.

Но куда большую тревогу туроператоров вызывают пункты поправки, касающиеся финансового обеспечения ответственности оператора, которое должно составить в будущем году 3%, а в 2016 уже 5% от общей стоимости проданных путевок. Туроператоры эти цифры называют мифическими и неисполнимыми, так как далеко не каждая страховая компания решится выдать полис, обеспечивающий выплату от 500 млн до 3 млрд руб.

«Цифры хороши и, может быть, даже недостаточные, — прокомментировал «Газете.Ru» первый вице-президент АТОР Владимир Канторович. — Вот только вопрос, как эти гарантии обеспечить, если страховые компании отказываются страховать туроператоров. Союз страховщиков даже просил правительство исключить их из системы финансового обеспечения.

Нам предлагают страховать, а страховать нас никто не будет. В таких условиях многие компании просто не смогут работать.

Согласятся страховать только конторы вроде «Восхождения», история которой стала всем известна после банкротства туроператора «Нева», — добавил Канторович.

Всероссийский союз страховщиков действительно предлагал лишить туроператоров возможности страховаться у коммерческих компаний. Об этом в конце ноября заявлял президент ВСС Игорь Юргенс подчеркивая, что общество выступало за введение трехуровневой системы защиты туристов. Страховщики рассчитывали, что помимо них защищать туроператоров от банкротства будет персональный фонд компаний и, в случае особо крупных убытков, государство. Не усмотрев полного отражения своей идеи в новом законопроекте, Союз страховщиков принял решение, что будет оказывать услуги только тем туроператорам, которым доверяет, и попросил убрать из закона страховой полис как финансовую гарантию.

Таким образом, страховые компании намерены уберечь себя от нечистоплотных компаний, страхующих свои риски на заведомо меньшую сумму. В этом случае, если туроператор банкротится, суммы, выплаченной по полису, может не хватить на компенсации туристам. Как следствие, страдает репутация страховых компаний.

«Если не можете застраховать такие риски — не берите их на себя, — пояснил «Газете.Ru» президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. — Страховка должна предусматривать реально взятые на себя риски туроператора. Раньше минимальный лимит страховки составлял 30 млн. Туроператоры страховались на эту сумму, а ответственности брали на 1,5–2 млрд. Когда оказывались неспособными расплатиться, приходили за выплатой.

Полученные 30 млн потом делили между всеми пострадавшими туристами. Как результат, туристы получали по 5 копеек и говорили: «Ах, какая плохая страховая компания!»

Финансовое обеспечение в виде 3% от общей стоимости продукта, который был продан за предшествующий год, может тоже не покрыть предстоящие риски туроператора. Таким образом, по мнению страховщиков, ситуация с обеспечением остается на совести и моральных принципах туристических компаний.

«Разумеется, страховщик, оценив ответственность оператора на 3 млрд, выпишет ему совершенно «недетский» полис, — поясняет Игорь Юргенс. — Он не будет стоить 3 копейки. Если это не устраивает, то либо риски не берите, либо к страховщику не ходите. Все дело в цене вопроса».

Кроме того, туроператоров пугают пункты законопроекта, предусматривающие их ответственность за действия турагентов. Из поправки следует, что турагент должен работать по доверенности и от имени оператора. Это должно уберечь туристов от случаев мошенничества, когда агент, получивший деньги клиента, просто исчезает. По мнению операторов, поправка может вызвать обратный эффект, увеличив количество недобросовестных посредников. Отвечать за агентов операторы не хотят.

«У крупного туроператора могут быть заключены договоры с 15 тысячами турагентов.

Как можно всем им раздать доверенности на действия от своего имени? Ведь гарантий качественной и профессиональной работы турагента просто не существует.

Сейчас по всей России ежедневно безнаказанно с деньгами туристов пропадают недобросовестные турагенты. Введение такой нормы увеличит количество мошенничеств в несколько раз. Туроператор не должен отвечать за всех», — говорит Канторович.

Собрав все свои претензии к законопроекту, Ассоциация туроператоров направила письма лидерам четырех думских фракций, председателю Госдумы Сергею Нарышкину и руководителю экспертного совета по туризму Михаилу Емельянову.

«Поправки в закон вводились, разумеется, не с целью ужесточить ответственность туроператоров, — добавляет Владимир Канторович. — Цель была — защитить туристов от банкротства операторов. Когда летом банкротились операторы, туристы не получали возмещения в полном объеме. Эти ситуации должны быть исключены. Понятно, что поправки создают массу проблем операторам. И в этой части мы согласны: бизнес для потребителя, а не наоборот. Но закон не защищает туриста, а ответственность за услуги, предоставляемые агентами, перевозчиками, банками и страховщиками, несет туроператор. Мы надеемся, что Госдума в процессе работы с законопроектом учтет нашу просьбу о разграничении ответственности каждого участника рынка».

Тем временем вице-премьер Ольга Голодец отмечает, что туроператоры стараются пережить «сложные структурные изменения», привлекая новых клиентов «горящими» путевками с низкими ценами. «Все, кто предлагают за тысячу долларов съездить в Египет, — вероятность 100%, что мы с вами будем туристов оттуда вывозить. Нужно реально взвешивать все возможности», — цитирует «Интерфакс» Голодец, которая выступала во вторник на всероссийском семинаре-совещании по вопросам развития социальной сферы субъектов РФ. Вице-премьер подчеркнула, что отрасль нуждается в особом контроле, поскольку она оказывается в зоне риска.