В середине этого года радикально изменился характер жалоб жителей Москвы по поводу сотовой связи. «В 2012–2013 годах основным мотивом были жалобы на плохое качество связи — отсутствие сигнала, разрывы, шум, невозможность дозвониться, длительную доставку SMS и т.д., причем обращения, как правило, были обоснованными.
А сейчас порядка 80% жалоб от горожан по сотовой связи можно охарактеризовать как проявление радиофобии», — рассказала пресс-секретарь департамента информационных технологий Елена Новикова.
По словам Новиковой, рост обращений связан с тем, что в московских проблемных точках городские власти совместно с операторами стали активно ставить новые базовые станции. «Операторы получили доступ на здания, принадлежащие городу, стали устанавливать оборудование на столбах Моссвета, ставить фемтосоты (маломощные и миниатюрные станции сотовой связи) на зданиях малой высотности, центральных тепловых пунктах во дворах например, — перечислила она. — Оборудование, которое раньше было высоко на крышах, просто стало более заметно».
Новикова отметила, что при этом серьезно улучшилось качество сигнала. «Больше всего обращений приходит из Западного, Юго-Западного и Южного административных округов, где раньше действовали частотные ограничения Минобороны и сейчас идет активное строительство сетей 3G и 4G», — сказала она.
По словам пресс-секретаря департамента информационных технологий, операторы обратились с просьбой помочь разъяснить жителям базовые вещи. «В частности, это вопросы, как работает сотовая связь, от чего зависит качество сигнала, какими нормами регулируется установка базовых станций, почему они безопасны, — сказала Новикова. —
Также будем пояснять, что излучение от СВЧ или теплого пола больше, чем от базовой станции во дворе.
Общими усилиями разработан пакет материалов с ответами на ключевые вопросы и обучающие плакаты, которые будут размещаться в подъездах жилых домов».
Основной акцент в разъяснениях сделан на том, что базовые станции сотовой связи — залог безопасности, потому что чем их больше, тем быстрее можно прийти на помощь человеку, находящемуся на другом конце провода. «Оборудование базовых станций проходит обязательную сертификацию под строгим контролем Роскомнадзора и Роспотребнадзора, а также соответствует всем мировым стандартам безопасности», — написано на плакатах. Более того, приводятся примеры предельно допустимых уровней электромагнитного излучения. Так, в России он составляет 10 мкВт/кв. см, а в США или скандинавских странах — уже 100 мкВт/кв. см.
Пресс-секретарь ОАО «Мобильные телесистемы» Дмитрий Солодовников пояснил, что за последние два года МТС запустила в Москве тысячи новых базовых станций, в том числе с использованием инновационных технических моделей: малых базовых станций, репитеров, indoor-решения для того, чтобы покрытие было в торговых центрах, спортивных объектах и аэропортах.
Как добавил Солодовников, МТС соблюдает все предписанные законом правила по установке телекоммуникационного оборудования, взаимодействует с контролирующими органами и гарантирует безопасность сетевой инфраструктуры для населения. «Это подтверждается собственными мониторингами компании и независимыми исследованиями. В частности, МТС соблюдает нормы допустимых уровней электромагнитного поля на каждом объекте собственной сети», — сказал он, добавив, что в последние годы количество жалоб от абонентов на установку или эффект от работы базовых станций стало минимальным.
Как рассказала пресс-секретарь ОАО «Вымпелком» Анна Айбашева, горожанам не надо бояться их сетей. «Все уровни электромагнитных излучений радиоэлектронных средств, используемых нами при оборудовании сетей, соответствуют установленным санитарным требованиям, причем как российским, так и международным», — добавила она. По словам Айбашевой, компания также проводит «постоянный мониторинг и анализ уровня электромагнитных излучений стационарного оборудования связи» и соблюдает «установленные регулирующим органом в области связи требования по размещению оборудования».
Пресс-секретарь столичного региона компании «Мегафон» Павел Ларин сообщил, что только за вторую половину августа и сентябрь 2014 года в сеть были введены 92 новые базовые станции, чего хватило бы для полноценного покрытия города площадью 60 кв. км с населением порядка 300 тыс. жителей. И еще более 200 столичных базовых станций прошло комплексную модернизацию. По его словам, при установке оборудования все действия и техника обязательно проходят проверку Роспотребнадзора.
«Иногда возникали случаи, когда жалобы на некое излучение поступали в адрес еще не подключенных базовых станций», — добавил представитель «Мегафона».
Руководитель исследований компании ComNews Research Евгений Евдокименко подтвердил, что качество сотовой связи в Москве за последнее время существенно улучшилось. «Действительно, были некоторые ограничения Минобороны, связанные с тем, что средства противовоздушной и противоракетной обороны работали на тех же частотах, что и 3G. Поэтому сама сеть 3G в Москве появилась и начала развиваться на один-два года позже, чем в других городах России. Но в итоге эти средства Минобороны перенесли на другие частоты, и вопрос был решен еще два-три года назад», — сказал эксперт.
По мнению члена совета Гильдии маркетологов Николаса Коро, столичные власти выбрали не самый эффективный способ борьбы с радиофобией. «Никогда рациональные объяснения не смогут повлиять на испуганный разум, человек просто не сможет воспринять такую информацию», — говорит эксперт.
Способов борьбы с радиофобией, по сути, два, оба связаны с обращением к эмоциям, а не к разуму, продолжает Коро. «Во-первых, можно поиронизировать, высмеять такую фобию. Конечно, шапочки из фольги — это скорее американский вариант, у нас его многие не поймут, но какой-то аналог можно найти, — пояснил он. — И во-вторых, заместить страх более сильной эмоцией. В данном случае выбрана правильная эмоция — страх за безопасность близких, потому что мы в этом плане отличаемся от, скажем, англичан, которые в первую очередь волнуются за себя, а потом — за других».
В то же время Коро считает, что формат кампании выбран неверно. «Плакаты на двери уместны, когда она чистая и ничем не заклеена, — пояснил эксперт. — Но поскольку нас изобилует рекламная расклейка, причем зачастую маскирующаяся под информационную, глаз попросту не воспринимает, что конкретно написано на плакате».