Как поясняется в проекте закона, госслужащие подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции». К ним, в частности, относятся случаи, когда чиновник допускает конфликт интересов со своим участием, причем при этом уволить полагается не только самого провинившегося, но и его начальника, которому стало известно о такой ситуации.
Под данную статью подпадают и госслужащие, которые не представляют или представляют заведомо недостоверные/неполные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, при этом информация может касаться не только самого госслужащего, но и его супруги/супруга и несовершеннолетних детей. К этим же основаниям относится «участие лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом».
Поводом для увольнения в связи с утратой доверия может также стать «осуществление лицом предпринимательской деятельности» или ситуация, когда чиновник входит «в состав органов управления попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций», если иное не предусмотрено международным договором РФ или российским законодательством.
Московские чиновники могут быть также уволены (освобождены от должности) в связи с тем, что открыли или имеют счета (вклады), хранят деньги или ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России, а также владеют или пользуются иностранными финансовыми инструментами.
В столичном законе прописано, что взыскание применяется на основании решения президиума совета при мэре Москвы по противодействию коррупции. В документе также говорится, что при увольнении чиновников учитывается «характер совершенного лицом коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено». Помимо этого будут приняты во внимание «результаты исполнения им своих должностных обязанностей», говорится в документе.
Как следует из пояснительной записки, необходимость принятия данного законопроекта обусловлена существующим пробелом в законодательстве. Председатель комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников пояснил, что впервые формулировка «в связи с утратой доверия» была применена к бывшему мэру Москвы Юрию Лужкову.
«Но тогда не совсем было понятно, что она, по сути, в себя включает. В 2011 году в федеральный закон внесли дополнения, которые этот пробел убирали, — рассказал Семенников. — Для увольнения депутатов, председателя Мосгордумы и мэра Москвы действует другой порядок, поскольку должности выборные. Для мэра работает практика отрешения от должности — это полномочия президента, то есть применяются нормы федерального, а не московского законодательства. Что касается депутатов, то их полномочия могут быть прекращены по решению Мосгордумы. Этими вопросами занимается комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых ими в своих декларациях.
Причем факты нарушения должны быть подтверждены решением суда, тогда как при увольнении чиновников таких требований нет.
Статус председателя Мосгордумы не отличается от депутатского, тут работает такой же механизм».
По его словам, законопроект был внесен на этой неделе, его рассмотрение запланировано на следующем заседании комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению, и возможно, он будет принят еще до конца 2014 года.
Бывший депутат Мосгордумы Юрий Загребной считает, что все рычаги для увольнения проштрафившегося чиновника у мэра и так есть.
«Раз законопроект внесен прокурором, значит, он приводит федеральное законодательство в соответствие городскому. Я думаю, что, если бы у мэра не было доверия к каким-либо чиновникам и было недовольство их работой, у него хватает и прав, и возможностей, чтобы увольнять, — говорит Загребной. — Я напомню, что, когда Сергей Собянин занимал пост мэра еще меньше месяца, он поехал с объездом в район Красной Пресни. И главы управ просто «полетели» сразу же — из-за киосков. Не думаю, что у градоначальника есть хоть какие-то проблемы с увольнением чиновников».
Отметим, что в начале года Собянин уволил в связи с утратой доверия главу столичного района Сокол Вячеслава Иванова. Причиной столь жесткого решения послужило то, что Иванов был задержан с поличным при получении взятки в размере 200 тыс. руб. «По решению мэра, Вячеслав Иванов уволен с государственной гражданской службы столицы в связи с утратой доверия за непринятие им мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является», — говорилось в официальном распоряжении.
Доцент кафедры теории и практики государственного управления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин отмечает, что реальное число уволенных «за утрату доверия» чиновников намного больше, чем формальное.
«Чаще всего провинившемуся чиновнику предлагают уволиться по собственному желанию, чтобы не портить репутацию увольняемого и не вызывать закономерных вопросов, а как это начальство проглядело незаконную деятельность подчиненного, — пояснил эксперт. — Хотя у нас даже увольнение не является концом карьеры».
По мнению Кудюкина, формулировка «в связи с утратой доверия» довольно размытая. «Несогласный с причиной увольнения чиновник вправе обратиться в суд, потому что для расторжения с ним контракта, в отличие от депутата Мосгордумы, не нужно соответствующее решение суда. И в этом случае уже нанимателю придется доказывать, что для увольнения были веские причины», — сказал он.