В ночь на четверг российские СМИ сообщили со ссылкой на источники, что глава МВД России Владимир Колокольцев написал рапорт об отставке и якобы до конца недели его прошение может быть удовлетворено. Был даже назван преемник — первый заместитель министра Виктор Золотов, ранее занимавший пост главы личной охраны Путина.
Плохой хороший полицейский
Официально никто информацию не подтверждает. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что ему не известно об отставке. «В последнее время в качественных, в кавычках, СМИ ежедневно появляются самые невообразимые утки по самым разным поводам. Сегодня эти «качественные» СМИ продолжили такие упражнения», — цитирует Пескова ТАСС. Представитель МВД России Елена Алексеева сказала «Газете.Ru», что в ведомстве не комментируют заявления анонимных источников.
Между тем об отставке Колокольцева в кулуарах силовых ведомств начали говорить еще месяца два назад. Это связывалось с делом экс-начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) Дениса Сугробова. Источники рассказывали, что дошло чуть не до обысков дома у Колокольцева, и предрекали обезглавливание полицейского ведомства. Впрочем, тогда предсказания не сбылись.
Скорее всего, сейчас разговоры начались вновь после увольнения Владимиром Путиным в среду двух последних замов Сугробова — Феликса Василькова и Виталия Скворцова. Их отставку эксперты связали, в частности, с чисткой рядов после возбуждения дела в отношении Сугробова.
Самый молодой генерал в ведомстве, 38-летний Денис Сугробов оказался в центре скандала в феврале 2014 года. По версии следствия, его подчиненные — сотрудники управления Б, которое вело коррупционные дела в отношении высокопоставленных чиновников, занимались провокациями. Они отправляли к чиновникам подсадную утку — бизнесмена, который предлагал им крупные взятки за незаконные операции. Против полицейских начали операцию сотрудники ФСБ, и 14 февраля задержали их при попытке дать взятку представителю ФСБ в ресторане Sisters на Покровке. За последний год целый ряд сотрудников ГУЭБ и ПК оказались под следствием. Сугробов обвиняется по девяти эпизодам, в том числе в создании преступного сообщества. Его бывший заместитель Борис Колесников, по официальной версии, в июне покончил с собой, выбросившись из окна.
При этом в адрес самого главы МВД открытой критики в связи с этим делом не звучало. Колокольцев был назначен на должность министра в мае 2012 года. Тогда это кадровое решение называлось компромиссом: после скандалов с пытками в казанском ОП «Дальний», вызвавшими громкий общественный резонанс, нужен был министр, который восстановит честь ведомства.
Колокольцев подходил для этой миссии.
За ним не тянулся шлейф коррупционных скандалов, он в отличие от экс-главы МВД Рашида Нургалиева начинал работать простым полицейским, был командиром батальона ППС.
Больше того, он стал первым за многие годы «настоящим ментом» в хорошем смысле этого слова, возглавившим ведомство.
Бумага, которой не было
Теперь же возникли слухи об отставке министра. С одной стороны, такие истории могут ничем не закончиться: обсудили слухи, забыли. Такое уже было летом прошлого года, когда «в отставку отправили» главу РЖД Владимира Якунина, а он благополучно занимает пост по сей день, строит грандиозные планы и уже получил на них миллиарды из бюджета.
С другой стороны, напряжение вокруг главы МВД и потенциальная кандидатура на замену весьма укладываются в логику разговоров последнего месяца о том, что к высшим эшелонам власти сейчас рвутся сторонники самой жесткой линии развития страны, апологеты мобилизационной модели, чуть не репрессивных методов в экономике и общественной жизни.
Вокруг Владимира Путина сейчас идет борьба между либералами и сторонниками мобилизационной экономики, признался «Газете.Ru» один из высокопоставленных российских чиновников.
Подтверждают это и отдельные реплики тех членов команды президента, которых всегда относили к умеренным. Они с пониманием относились к западным социально-экономическим моделям и считали сотрудничество с ЕС и США весьма важным для России. Сегодня один из них читает мемуары председателя Совмина СССР Алексея Косыгина, другой радуется санкциям, которые наконец позволят России отойти от ресурсной зависимости.
Весьма показателен в связи с этим обмен репликами, произошедший в среду. Газета «Коммерсантъ» опубликовала документ об ответных мерах России в отношении стран Запада, написанный в компании «Роснефть» и разосланный в профильные ведомства.
В нем якобы предлагался целый спектр мер от ограничения международной кооперации со странами ЕС и США до экспроприации их имущества на территории РФ.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин опроверг наличие такого документа, заметив, что коммерческая компания не может быть «субъектом выработки политических решений», и пообещал подать в суд на газету.
Однако идеи «Роснефти» успели прокомментировать помощник президента РФ по экономике Андрей Белоусов и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Первый сказал, что «радикализм этих предложений пока превышает остроту сегодняшней ситуации», но пообещал внимательно их изучить. А министр Улюкаев, комментируя заявку «Роснефти» на средства Фонда национального благосостояния, заметил, что проекты не соответствуют требованиям». То есть оба чиновника фактически признали, что документ существует.
В рамках общей тенденции
Путин традиционно окружал себя сторонниками достаточно жесткой линии во внутренней политике, на уровне глав силовых ведомств и ряда госкорпораций.
Однако предпочитал сохранять либералов на ключевых экономических постах, очевидно, полагая, что экономикой в целом ортодоксы управлять не должны.
В последние недели пошли активные слухи, что сторонники силовой линии пытаются убедить президента передать им бразды правления и в сфере принятия экономических решений. Более того, источники «Газеты.Ru» в экономических кругах с печалью признают, что такого сценария исключать нельзя. «На пару-тройку лет Путин действительно может назначить их на экономику», — предположил один из экономистов. Среди потенциальных кандидатов «на заклание» называют как раз министра Улюкаева, первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера Аркадия Дворковича. И хотя многие говорят, что определение «либерал» в нынешних условиях и применительно к вышеназванным чиновникам давно уже условно, тем не менее есть устоявшееся восприятие, и уход подобных людей из власти будет своего рода сигналом изменения курса.
«Силовой разлом»
Аналогичная «линия разлома», возможно, проходит и по силовому блоку. Колокольцева называют одним из лучших министров внутренних дел за все последние годы. Он поменял структуру ведомства, убрал главки в федеральных округах, которые лишь дублировали по функциям регионы, начал вычищать тех полицейских, которых, по выражению одного из сотрудников, «давно нужно было вычистить». Он был своим для корпорации, уставшей от назначенцев со стороны и представителей «конкурирующего» ведомства – ФСБ. Испокон веков две структуры соперничали между собой, и когда в МВД стали приходить начальники из ФСБ, сами полицейские расценили это как корпоративное унижение и резкое понижение статуса ведомства.
Сам Колокольцев не лезет в политические разборки, кажется, вообще старается избавиться от всех составов преступлений, которые могут вызывать политические последствия, передав их в могущественный Следственный комитет.
Что касается ФСБ и Федеральной службы охраны, то последние полгода источники во властных структурах признают, что эти ведомства или выходцы из них усиливаются, претендуют на новые компетенции от спорта до внутренних дел. В частности, о росте влияния на процесс принятия решений главы ФСБ Александра Бортникова ходят легенды. К сожалению, подтвердить или опровергнуть их почти невозможно в силу крайней закрытости ведомства.
В отношении же потенциального кандидата на пост главы МВД есть еще одна, почти конспирологическая версия. Дескать, президент иногда проверяет на лояльность своих подчиненных, сдвигая их с высоких позиций на менее значимые и смотрит: сохранит человек преданность или нет. Если сохранит, значит, с течением времени тот получит новую должность.