Слова папы Римского Франциска прозвучали на заседании Понтификальной академии наук — одной из старейших внеконфессиональных академий наук Европы. Глава римско-католической церкви признал справедливость научных теорий сотворения мира — теорию эволюции и теорию Большого взрыва, — а заодно сообщил, что Бог — не волшебник.
«Когда мы читаем о Создании в Книге Бытия, мы рискуем вообразить Бога волшебником с волшебной палочкой, который в состоянии сделать все. Но это не так», — цитирует Франциска британское издание Independent.
Папа Римский подчеркнул, что научные теории возникновения и развития жизни не противоречат учению церкви.
«Большой взрыв, который сегодня считается началом мира, не противоречит вмешательству божественного создателя, а, скорее, нуждается в нем, — считает папа Римский. — Эволюция в природе не противоречит понятию сотворения, потому что эволюция требует создания существ, которые развиваются».
Эксперты отмечают, что мнение Франциска идет вразрез с представлениями его предшественника — папы Бенедикта XVI. Предыдущий понтифик заявлял, что не поддерживает взгляд креационистов на происхождение жизни и теорию «разумного проекта вселенной», и называл себя сторонником «теистической эволюции» — учения, согласно которому Бог создал природу и человека посредством эволюции.
Так, Бенедикт считал, что эволюционный процесс слишком рационален и в основе эволюции лежит «творческий разум» Бога.
Первым главой католической церкви, официально признавшим эволюционную теорию, стал папа Пий XII, возглавлявший церковь с 1939 по 1958 год. В энциклике папы Пия XII духовенство соглашалось, что теория эволюции может объяснять происхождение тела человека (однако не его души). Однако Пий призвал к осторожности в суждениях и назвал теорию эволюции гипотезой.
Почти полвека спустя, в 1996 году, папа Иоанн Павел II в послании к Папской академии наук подтвердил признание теистического эволюционизма как допустимой для католицизма позиции и заявил, что теория эволюции — это более чем гипотеза.
«Для них (католиков. — «Газета.Ru») это логичное продолжение, — считает диакон и религиовед Юрий Максимов. — Ранее были реверансы в сторону теории эволюции на высоком уровне и в официальных документах. Но вообще идея Творца не может не противоречить теории эволюции. Собственно, теория эволюции получила поддержку как альтернатива креационизму. Стояла задача создать такую теорию, которая объясняла бы появление жизни без участия Бога. Папа Франциск не вполне искренен, он не может не знать, что в традициях церкви нет связи с теорией эволюции.
Юрий Максимов также отметил, что, вероятнее всего, заявление папы — попытка понравиться современному секулярному (светскому. — «Газета.Ru») миру.
«Есть запрос от католической церкви, которая испытывает кризис доверия, — говорит Юрий Максимов. — И прошлые римские папы пытались этот кризис преодолеть. Папа Франциск сделал попытку понравиться. Сомневаюсь, что это поможет. Хотя сам Франциск, возможно, будет более популярен».
Протодиакон Андрей Кураев отметил, что для объективной оценки слов Франциска необходимо ознакомиться с его выступлением и контекстом сказанного. Однако напомнил, что христианское духовенство не занимает воинствующей позиции по отношению к эволюционной теории.
«Позиция православных и католиков всегда была довольно спокойной, — говорит Андрей Кураев. — Вспомните, например, что одним из создателей современной биологии был монах (австрийский биолог и монах Грегор Мендель. — «Газета.Ru»).