Тотальная катастрофа

Адвокат снегоуборщика из Внуково: из него делают стрелочника

Дмитрий Евстифеев, Иван Комаров, Ольга Аверкиева
Главными подозреваемыми в деле о крушении частного самолета во Внуково пока стали водитель снегоуборщика, с которым столкнулся лайнер, а также диспетчер-стажер. Защита водителя опасается, что из него хотят сделать стрелочника, чтобы избежать многомиллионных исков. СКР грозит новыми задержаниями, в том числе руководству аэропорта. Уголовное дело возбудила и Франция: в катастрофе погиб глава французского энергетического концерна Total.

Крушение легкомоторного самолета Falcon-50 в аэропорту Внуково, унесшее жизни четырех французов, вызвало резонанс, сравнимый с реакцией на крупные авиакатастрофы. Причинами этому стали личность погибшего пассажира — главы французского энергетического концерна Total Кристофа де Маржери — и вопиющие даже по меркам России обстоятельства трагедии.

На данный момент известна лишь общая картина произошедшего: за несколько минут до полуночи в ночь на вторник, 21 октября, самолет Маржери разгонялся по взлетно-посадочной полосе, чтобы покинуть аэропорт, когда на пути у него оказалась снегоуборочная машина. Легкий самолет задел автомобиль передней стойкой шасси, после чего перевернулся и взорвался.

В результате погиб весь экипаж Falcon-50 — трое граждан Франции и единственный VIP-пассажир Кристоф де Маржери.

Как стало известно, французский бизнесмен прилетел в Москву всего на один день, чтобы принять участие в ежегодном собрании Консультативного совета по иностранным инвестициям, которое проводил в Горках премьер Дмитрий Медведев.

Первым задержанным в рамках уголовного дела стал водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко. К утру официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин уже заявил, что Мартыненко был пьян.

«Он уже задержан на 48 часов, и в ближайшее время следствие намерено ходатайствовать перед судом о его аресте», — заявил Владимир Маркин.

С учетом алкогольного опьянения Мартыненко автоматически стал потенциальным виновником трагедии.

Однако вскоре заговорили о другом подозреваемом — диспетчере Внуково, который, по версии следствия, мог дать неверные указания самолету и отправить его на полосу, где проходили плановые уборочные работы.

В СМИ со ссылкой на источники появилась информация о том, что с экипажем Falcon в эту ночь работал диспетчер-стажер.

«С ними (диспетчерами. — «Газета.Ru») тоже уже активно работают следователи, могу сказать, что они тоже будут освидетельствованы на предмет употребления алкоголя и психотропных веществ», — уточнил Владимир Маркин.

Наиболее кратко и емко произошедшее описал замминистра транспорта Валерий Окулов, побывавший на месте катастрофы.

«Я только что оттуда. Такое раздолбайство, что слов нет», — заявил чиновник, отказавшись от дополнительных комментариев.

Защита Мартыненко тем временем утверждает, что аэропорт пытается сделать из водителя снегоуборщика стрелочника, чтобы избежать многомиллиардных исков от родни погибших, а сам подозреваемый категорически не употреблял спиртного.

«Мы пообщались с родственниками Мартыненко, они заявили, что перед выходом на работу он был трезв. Мало того, он наблюдался у кардиолога, и ему было категорически запрещено выпивать, — заявил «Газете.Ru» адвокат Александр Карабанов. — Насколько мне известно, все сотрудники аэропорта, которые имеют доступ на взлетно-посадочную полосу, проходят ежедневное медицинское освидетельствование».

Кроме того, по словам адвоката, сама процедура уборки снега четко регламентирована и осуществляется только под руководством диспетчера.

«На полосу выезжает не только снегоуборочная машина, но и автомобиль сопровождения. То есть в данном случае именно эксцесс водителя, как это сейчас пытается представить администрация Внуково, очень маловероятен, — говорит Карабанов. — Почему сейчас всеми силами пытаются сделать виноватым пьяного водителя? Потому что, как я думаю, кроме уголовного дела последуют многомиллионные иски.

И если будет доказано, что трагедия произошла в результате неслаженной работы сотрудников, которые действовали в рамках своих должностных инструкций, то, конечно, ответчиком будет именно администрация Внуково.

Сейчас администрация пытается все спихнуть на водителя, на человеческий фактор».

Однако на практике, по словам сотрудников Внуково, никто не проверяет, в каком состоянии выходят на службу технические работники аэропорта.

«Никакого контроля многочисленные сотрудники, работающие на ВПП (взлетно-посадочная полоса. — «Газета.Ru») не проходят, медицинского уж точно, на это ушло бы очень много времени», — рассказал «Газете.Ru» диспетчер ПДС (производственно-диспетчерская служба. — «Газета.Ru» ) аэропорта Внуково-3.

— Там даже, откровенно говоря, нет специальной охраны. У нас люди убегали на взлетное поле — думали, что сами найдут свой самолет. САБ (служба авиационной безопасности. — «Газета.Ru») этим мало занимается, они скорее по видеокамерам отслеживают каких-то злоумышленников. Но каждый сотрудник проходит инструктаж, конечно, как вести себя на ВПП и как вести себя в чрезвычайной ситуации, такой инструктаж проходят даже сотрудники, работающие внутри аэропорта».

Ответы на вопросы относительно произошедшего может дать расшифровка бортовых самописцев и последних переговоров между экипажем и диспетчером, а также диспетчерской службой и хозяйственными работниками Внуково.

Эту часть работы взял на себя Межгосударственный авиационный комитет, расследующий авиапроисшествия.

«На текущий момент комиссией Межгосударственного авиационного комитета изъяты бортовые самописцы — параметрический и звуковой. В настоящее время самописцы доставляются в научно-технический центр МАК, — заявили в ведомстве. — Комиссия проводит работы по расшифровке данных наземных средств объективного контроля (записей диспетчерского магнитофона, радиолокаторов, камер наблюдения), оценке метеоусловий, состояния и повреждений воздушного судна, действий специалистов службы управления воздушным движением, аэропортовой службы и экипажа воздушного судна».

Версия того, что в случившемся виноват экипаж Falcon, оценивается экспертами как маловероятная. Равно как и способность французов избежать столкновения: на момент катастрофы была низкая видимость (темное время суток и туман), а самолет уже успел разогнаться до скорости свыше 200 км/час.

Пока непонятно, какую роль в расследовании сыграет Франция. Как сообщили французские СМИ, парижская прокуратура возбудила уголовное дело по статье «непредумышленное убийство».

В беседе с «Газетой.Ru» представители французского министерства юстиции подтвердили факт возбуждения дела, однако затруднились пояснить, будет ли Франция присылать сыщиков в Москву для участия в следственных действиях.

Как бы то ни было, Следственный комитет уже дал понять, что произошедшее не обойдется без последствий для руководства Внуково.

«В ближайшее время следователи примут меры к отстранению от служебных обязанностей ряда сотрудников аэропорта, которые могут воспрепятствовать расследованию, — заявил Владимир Маркин. — Несмотря на то что в деле уже появились первые подозреваемые, очевидным является и то, что

за халатными действиями непосредственных исполнителей стоят, конечно же, более высокие руководители аэропредприятия, действиям и бездействию которых в ходе расследования обязательно будет дана соответствующая правовая оценка, и в рамках этого дела мы не исключаем и других задержаний».

Напомним, глава Total Кристоф де Маржери был известен как противник санкций против России.

«Можем ли мы жить без российского газа в Европе? Я говорю: нет. Есть ли причины, чтобы жить без него? Я сейчас не защищаю интересы Total в России, но, считаю, нет», — говорил глава французской компании, когда мировая общественность на все лады обсуждала причастность России к катастрофе Boeing.