Как стало известно корреспонденту «Газеты.Ru», дело в отношении Сергея Троицкого возбуждено по ч.1 ст. 282 УК РФ (экстремизм). По версии орловского СУ СК, 17 ноября 2013 года в орловском баре «Два пальца» состоялась презентация нового альбома «Коррозии металла» «666 like», где помимо новых песен коллектив исполнил и старые хиты.
«В частности, на данном мероприятии группа сыграла песню «Бей чертей», которая в мае 2013 года Гагаринским районным судом Москвы была признана экстремистской и запрещена к публичному распространению»,
— отметил источник «Газеты.Ru» в следственных органах.
По его словам, уже в октябре того же года Паук был предупрежден столичной прокуратурой о недопустимости исполнения данной песни, но, как уверено следствие, музыкант проигнорировал данное предостережение, поэтому и было принято решение о возбуждении уголовного дела.
Свое длительное молчание (дело было возбуждено спустя почти год после концерта) в органах объясняют тем, что много времени заняли оперативно-следственные мероприятия. «Речь идет о песне — следовательно, нужно доказывать, что она действительно была исполнена на концерте и исполнена именно данной группой, а это дело не одного часа, — говорит собеседник «Газеты.Ru». – Мы долго ждали результатов фоноскопической экспертизы, собирали иные материалы, устанавливали присутствующих на мероприятии граждан».
Сейчас региональный СУ СК опрашивает свидетелей. По информации организаторов концерта, на нем присутствовали около 100 человек. Отметим, что официально силовики от комментариев воздержались.
Композиция «Бей чертей» входит в вышедший в 2002 году альбом «Коррозии металла» под названием «Языческие боги».
В песне рассказывается об убийстве двумя националистами нескольких приезжих с Кавказа, а в конце текста следуют обещания устроить «забой» в апреле, зачистив тем самым «страну и Арбат».
Отметим, что песня «Бей чертей» не единственная, попавшая в перечень экстремистских материалов Минюста. В августе 2013 года Октябрьский районный суд Томска вынес аналогичное решение в отношении композиции «Нигер», в которой, по мнению Генпрокуратуры, содержатся «прямые призывы к насильственным действиям в отношении негроидной расы, описание сцен насилия по отношению к ним и высказывания, направленные на возбуждение чувства ненависти и вражды по отношению к лицам неевропеоидных национальностей».
Сам Сергей Троицкий информацию о том, что в отношении него возбуждено дело, назвал неожиданной новостью.
«Никаких повесток или уведомлений мне до сих пор не приходило», — говорит музыкант. По его словам, песня «Бей чертей» была написана экс-гитаристом «Коррозии металла» Максимом Лайко (Макс с Болтом), скончавшимся в этом году в 38-летнем возрасте, и на концертах долгое время практически не исполнялась.
«Однако после того, как песню запретили, к ней мгновенно возник общественный интерес и она стала диким хитом, — рассказывает Троицкий. – Я, конечно, благодарен прокуратуре за то, что она помогает нам в промоушне и пиаре. Если запретят еще десятка два песен – это будет нам только на руку, не придется тратиться на раскрутку, например».
Паук не исключает, что песня «Бей чертей» действительно исполнялась на концерте в Орле, но «точно не в том формате и не с тем текстом», который содержится в перечне Минюста.
«Когда меня впервые вызвали в прокуратуру и предупредили, что я не должен исполнять эту песню, я поинтересовался: «А если я буду петь ее на украинском языке?» Дело в том, что у нас барабанщик — хохол, например, и он многие песни перевел на родной язык. Прокурор мне тогда сказал, что могу петь на любом языке, кроме русского, так как запрещен только текст», — говорит Сергей Троицкий.
Музыкант также отметил, что в Орле они могли сыграть музыкальную аранжировку данной песни.
«Зачастую на концертах мы выпиваем, и никто ничего не помнит, что мы там исполняем. Но могу сказать однозначно, что запрещенный текст там не звучал. Мы даже не репетировали ее в этом смысле», — говорит Паук.
Интерес к своей персоне со стороны орловских правоохранительных органов музыкант объясняет желанием последних пропиариться за счет себя и «получить галочку о проделанной работе по борьбе с мифическим экстремизмом, который те ищут не там, где следует».
«Вместо того чтобы бороться с реальными сектами, люди в местечковых прокуратурах и следственных комитетах предпочитают заниматься очковтирательством. Открывают «Яндекс», например, вбивают «Коррозия металла», «Коловрат» или «скинхеды» — и берут то, что лежит на поверхности, особенно не напрягаясь. Это палочная система в действии. Но за нее расплачивается государство. Запрет песни «Бей чертей» и дальнейшее производство по ней уже обошлись государству в два или три миллиона рублей: это работа следователей, судов, заказ экспертиз и прочее. Лучше бы дали эти деньги фермеру, например, который хочет участвовать в политике импортозамещения, выращивать моднейшую картошку, свиней, мясо», — говорит Паук.
На сегодняшний день музыкант не видит причин для серьезного беспокойства и продолжает заниматься творчеством.
«Вчера на репетиции мы разучили песню «Нигер» на украинском языке. Соответственно, и ее, и «Бей чертей» мы будем исполнять на своих концертах», — объясняет фронтмен «Коррозии металла».
Сергей Троицкий известен как музыкант, писатель, художник, музыкальный продюсер и общественно-политический деятель. В 2012 и 2013 годах он баллотировался в мэры подмосковных городов Химки и Жуковский, однако выборы проиграл, набрав в обоих случаях чуть более 2% голосов избирателей. 23 января 2014 года Паук подал документы на выдвижение в качестве кандидата на пост мэра Новосибирска. В тот же день он был задержан в местном аэропорту за нецензурную брань в адрес сотрудников полиции и буйное поведение. В апреле этого года мировым судом города Обь за данный инцидент Паук был оштрафован на 2 тыс. руб.
Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский считает, что у уголовного дела против лидера «Коррозии металла» практически нет перспективы.
«Сам по себе факт исполнения запрещенной песни не является составом преступления — это скорее административное правонарушение, но, чтобы привлечь по нему к ответственности, следствие уже упустило сроки: прошел почти год», — говорит Верховский.
Относительно мотивов эксперт полагает, что речь здесь может идти как о работе для галочки, так и о желании припугнуть одиозного музыканта. «Понятно же, что Паук — личность эпатажная: он не раз появлялся с нацистской символикой, устраивал концерты с ультраправыми группами. Поэтому он, разумеется, находится в сфере интересов компетентных органов. Но этого явно мало для привлечения к уголовной ответственности. И даже если это дело дойдет до суда, то там максимум, что может получить Троицкий, – это условный срок. По таким обвинениям никто в тюрьму не садится», — уверен Александр Верховский.