Санкт-Петербург провожал крейсер «Аврора» на ремонт в доки Кронштадта. Горожане и гости города с утра потянулись на Петроградскую набережную, к месту стоянки самого известного корабля Балтфлота. К 9 часам набережная была заполнена зрителями. Молодежь лезла на деревья и столбы. Полицейские не вмешивались. Суетились журналисты. Фоторепортеры чертыхались: фон крейсера портили рекламные бренды на зданиях противоположного берега. Приехал губернатор Георгий Полтавченко.
Вокруг корабля выстроили оцепление из курсантов военно-морских училищ, нахимовцев.
Проводить «Аврору» пришли тысячи людей.
Погода соответствовала расставанию с одним из символов города: туманную дымку на низком небе сменило солнце, по притихшей воде бежала золотисто-розовая полоса. В 9.40 ведущий мероприятия, народный артист Николай Буров объявил в микрофон: «Команда корабля приступает к отшвартовке крейсера «Аврора» от места стоянки». На крейсере прозвучала команда:«На флаг! Гюйс спустить, флаг перенести!» В небо, распугивая чаек, взмыл жужжащий квадрокоптер — кто-то решил запечатлеть историческое действо с высоты. От корабля стали расплываться буксиры. Натянулись тросы.
Ведущий призвал спеть самую знаменитую песню об «Авроре». Хор воспитанников Нахимовского училища затянул: «Дремлет притихший северный город…» Под песню крейсер, накренившись на левый борт, тронулся с места и пошел на фарватер. «Давайте вместе скажем: «До свиданья, «Аврора», до скорой встречи!» — призывал ведущий.
«До свиданья!» — кричали юные моряки и махали бескозырками. Впечатлительные женщины смахивали слезу.
«Когда вернется-то?» — переговаривались в толпе рассудительные мужчины.
«Обещали через два года…»
«Понятно, значит, лет через пять».
«Ну, главное, чтобы на металлолом не продали».
Антон Губанков, бывший ведущий питерского ТВ, а ныне генерал-полковник, начальник управления культуры Минобороны РФ, объяснял журналисткам, что двигаться «Аврора» может только с помощью буксира. Пообещал, что возвращение «Авроры» будет праздноваться еще торжественнее.
«Аврора» потихоньку удалялась. Народ тронулся по набережной вслед. Самые догадливые зрители взяли велосипеды и ехали за крейсером по всему городу. Многим хотелось увидеть, как крейсер пойдет под разведенными мостами — Троицким, Дворцовым и Благовещенским. Это был самый трудный этап путешествия. Например, под Дворцовым мостом ширина фарватера всего 30 метров.
К счастью, судно миновало мосты без происшествий.
Эскорт у крейсера был солидный — не только буксиры, но и катера МЧС, полиции, вспомогательные суда, пара вертолетов. На протяжении всего пути люди прощались с «Авророй» — хлопали, кричали, автомобилисты сигналили, рулевые судов гудели. В Финском заливе судно сопровождали десятки частных катеров и яхт.
Перед выходом в Финский залив на «Авроре» обнаружились морские «зайцы».
Трое молодых парней ночью незаметно проникли на крейсер и спрятались в воздухозаборниках. При движении по Неве они вели онлайн-трансляцию в интернете. На чем и погорели. Трансляцию увидели журналисты и сообщили на крейсер. «Зайцев» поймали, отвели в кубрик, а на берегу передали полиции.
В гавань Кронштадта символ революции благополучно прибыл после полудня. Еще час понадобился, чтобы завести крейсер в док морского завода. Таким образом, весь поход занял около пяти часов.
Последний раз культурный объект федерального значения «Крейсер «Аврора» покидал стоянку на Петроградской набережной 27 лет назад.
Тогда кораблю полностью поменяли подводную часть. За три десятилетия крейсер повидал многое. При министре обороны Сердюкове он стал гражданским объектом. Потом вновь вернулся в состав ВМФ. На его мачты взбирались буйные молодые анархисты, вывешивая «Веселый Роджер», а на палубе отплясывали выпившие миллиардеры с гостями.
«Песню писал умный человек. Судьбы кораблей похожи на судьбы людей», — накануне резюмировал один знакомый моряк корреспондента «Газеты.Ru» и напомнил, что
два предыдущих капитальных ремонта «Авроры» произошли накануне событий 1917 и 1991 годов.
Отправить корабль на обследование и первоочередные ремонтные работы решило Минобороны. Планируется завершить их в течение 45 дней. После этого станет ясно, какой срок понадобится для дальнейшего, капитального ремонта и где он будет происходить — в Кронштадте или на другом заводе.
Ранее Антон Губанков говорил, что «Аврора» должна вернуться в 2016 году. «Сейчас у нас нет полной картины, в каком состоянии находится корабль, — заявил он. — Многое будет зависеть от объема работ».
Представители военного ведомства обещают, что исторические части корпуса и механизмы корабля будут сохранены. Произойдет замена некоторых агрегатов, появятся новые коммуникации, необходимые для музея. На ремонт в 2014 году уже выделено 120 млн руб. Пока корабль отсутствует в Питере, городские власти займутся реконструкцией Петроградской набережной. Там проведут мощение и перекладку гранитных плит.