Комфорт пассажиров становится одним из главных приоритетов Московского метрополитена. Свежеиспеченный начальник подземки, управленец из РЖД Дмитрий Пегов, назначенный полтора месяца назад, после крушения поезда на Арбатско-Покровской линии, внедрил новую должность — своего заместителя по пассажирскому комплексу. На это место перешел Юрий Дегтярев, ранее возглавлявший компанию «Региональный экспресс» — проект «Аэроэкспресса» по развитию электричек повышенной комфортности. «Я изучил структуру метрополитена, и все вопросы, связанные с пассажирами, были рассредоточены по разным заместителям.
Комплексно пассажирами в метрополитене никто не занимался», — объяснил нововведение Пегов в пятницу на пресс-конференции.
Дегтярев только приступил к работе, а уже повесил зеркала на станции метро «Новокосино» и открыл кафе и цветочные магазины рядом в переходе. Он показывает корреспонденту «Газеты.Ru» фотографии на экране мобильного телефона: на полу в подземном переходе около метро красные наклейки с новым брендом метрополитена — буквой «М» в круге, похожем на кольцо и отпечаток пальца. Дегтярев перечисляет, что он хотел бы изменить в метро как пассажир и как замглавы подземки: «Я хотел бы, чтобы кассиры были вежливые, чтобы они умели говорить на английском языке, а может быть, на испанском и китайском.
Я хотел бы, чтобы были удобные места, где я мог бы подождать девушку после работы и подарить ей цветы.
Я хотел бы, чтобы не было очередей, чтобы количество каналов продаж билетопечатающих аппаратов и касс было достаточным, чтобы я всегда мог купить билет. Я хотел бы, чтобы я мог свою карту «Тройка» зарядить через мобильное приложение или другой городской сервис. Чтобы она могла работать для оплаты аэроэкспресса, для оплаты любых других городских сервисов. Я хотел бы, чтобы на станции были люди, которые могли помочь мне при возникновении любой проблемы, чтобы они могли вызвать мне скорую помощь, сотрудников полиции. Есть огромное количество возможностей к улучшениям, которые мы сейчас видим и готовы реализовать».
Пассажиров в ближайшее время ждут еще несколько заметных изменений.
В следующем году заработают рамки металлоискателей, которые появились при входах на многие станции метрополитена.
Пока что их можно спокойно обойти: рамки еще не работают и останутся в таком состоянии еще много месяцев. «Пока еще идет процесс приобретения и пусконаладки оборудования, — заявил Пегов. — Эта работа завершится до конца года. Но чтобы работать на этом сложном оборудовании, необходим персонал». Более того, рамки даже еще не переданы на баланс метрополитена, добавил его руководитель. «В метрополитене создана служба безопасности, мы планируем расширение ее штата. Работники будут обучены, пройдут курс подготовки к использованию этого оборудования, и уже в следующем году мы развернем работу с рамками в полной мере», — сказал Пегов.
А через пару лет дозвониться в метро не составит проблемы: появится инфраструктура, которая позволит мобильным телефонам принимать хороший сигнал. Сейчас в метро установлено оборудование разных операторов, но оно разрозненно, пояснил первый заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Гамид Булатов. «Новые вагоны — более тысячи — достаточно тихие, и в них можно нормально разговаривать по телефону. Все сотовые операторы проявляют заинтересованность в том, чтобы работать под землей, в вагоне, — говорит Булатов. — Задача в том, чтобы выбрать интегратора, который всю эту инфраструктуру консолидирует и предоставит ее по определенным тарифам сотовым операторам. В этом году объявим конкурс, подведем итоги, и в ближайшие два года эта инфраструктура будет построена и введена в эксплуатацию. Компания-победитель построит инфраструктуру за свой счет, а потом будет брать плату за доступ. Метрополитен будет получать арендные платежи. Стоимость оборудования оценивается в 5 млрд руб. Срок окупаемости — шесть-семь лет».
Руководство метро также намерено разобраться с неработающими лифтами для маломобильных граждан. «Недавно лифты обсуждались на рабочем совещании в Московском метрополитене. Этот вопрос решается, — рассказал Пегов. — Вопросы есть на новых линиях, где лифты не работают».
Он также пообещал истребить крыс, которые бегают иногда по рельсам, а также обдумать возможность организации в метро туалетов.
Последний вопрос не так прост, как кажется: станции глубокого залегания трудно оборудовать туалетами, да и остальные станции не приспособлены для оказания подобной услуги. Поэтому к поиску решения подключены в том числе проектные институты, рассказал Пегов. Говоря о трагедии, после которой был уволен предыдущий начальник метрополитена Иван Беседин, новый глава подземки пояснил, что был проведено внутреннее расследование, выявлены нарушения технического процесса укладки стрелочного перевода. По итогам проверки были привлечены к дисциплинарной ответственности виновные сотрудники. «Кроме того, мы провели аттестацию сотрудников среднего звена службы пути, выявлены специалисты с низким уровнем знаний, — рассказал Пегов. — Больше такие ситуации не повторятся».
Сам глава подземки первым делом записался на курсы машинистов. «Я трудовую деятельность начинал с помощника машиниста электропоездом. Права управления электропоездом, которые мне были выданы, действительны. Но чтобы получить допуск к управлению сейчас, мне надо пройти переподготовку и обучение. В принципе нового для меня в плане подвижного состава нет, — пояснил он. — Я считаю, что начальник метрополитена должен знать, как управляется электросостав, как работает машинист, какие у него возникают вопросы. Поэтому не исключаю, что после окончания курса я сам сяду за контроллер и в свободное от работы время и в свое удовольствие проеду по тоннелям в качестве машиниста метрополитена». Учиться ему осталось два месяца.