Советский районный суд Воронежа в среду продлил арест украинской летчицы Надежды Савченко до 30 октября. Во время заседания защита арестантки предлагала суду отпустить ее под залог в 1 млн рублей, надеясь на благоприятный исход переговоров президентов Украины и России в Минске. Прокурор настаивал на том, что летчицу необходимо оставить под стражей на время расследования уголовного дела о гибели двух сотрудников ВГТРК, поскольку «находясь на свободе, она может продолжить преступную деятельность и уничтожить доказательства».
Перед тем как суд удалился на перерыв для вынесения решения, 33-летняя Надежда Савченко, облаченная в футболку с гербом Украины, успела сказать: «Я не понимаю, как политическая ситуация может влиять на честность суда. Я их (журналистов) не убивала и к гибели журналистов не причастна. Я не понимаю, какое отношение российское следствие и суд имеют к делам Украины.
Я военнослужащая Украины и выполняла свою работу. Как иностранцы могут решать, как мне защищать родину?»
Надежда адвокатов на освобождение Савченко под залог рухнула сразу после того, как закончился перерыв. Суд не только оставил летчицу под стражей еще на два месяца, но также постановил отправить ее в московский Институт им. Сербского на судебную стационарную психолого-психиатрическую экспертизу. В ходе беседы с «Газетой.Ru» адвокат летчицы Николай Полозов выразил мнение, что за это время следователи попытаются «надавить» на девушку и заставить ее признаться в совершении преступления.
«Когда проводится подобная стационарная экспертиза, человек в течение месяца находится в закрытом психиатрическом заведении, куда нет доступа защитникам. Мы считаем, что эта экспертиза направлена только на одно — чтобы в отсутствие адвокатов оказывать давление на Савченко», — пояснил адвокат.
Сама Савченко написала заявление, что не намерена общаться с врачами клиники, чтобы ее слова не были истолкованы превратно. «Особенность назначенной судом экспертизы заключается в том, что врачи сами определяют критерии психологического состояния своего клиента.
Савченко приняла решение «дать обет молчания», чтобы экспертиза не превратилась в инструмент манипуляции в руках следователей», — уточнил Полозов.
Следственный комитет обвиняет девушку в пособничестве в убийстве двух операторов телеканала «Россия» — Игоря Корнелюка и Андрея Волошина. По версии СК, Савченко являлась военнослужащей вооруженных сил Украины по воинской специальности «оператор-наводчик вертолета Ми-24» и служила в батальоне «Айдар». Согласно данным следствия, Савченко была корректировщицей огня украинских минометчиков, под чей обстрел 17 июня попали Корнелюк с Волошиным. После этого, считают следователи, летчица под видом беженки уехала в Россию, где ее задержали правоохранители.
В свою очередь, Савченко и ее адвокаты утверждают, что летчица была захвачена луганскими ополченцами в июне, а затем без каких-либо законных оснований отправлена в качестве пленницы на российскую территорию. Причем в плен к сепаратистам летчица попала за несколько часов до того, как погибли Корнелюк и Волошин. Этот факт защита Савченко использовала в качестве одного из главных доказательств ее невиновности, однако суд к доводам адвокатов остался безразличен. Кроме того, воронежский СК отказал защите Савченко в возбуждении уголовного дела по ст. 126 УК РФ (похищение человека) — по версии следствия, Савченко никто не похищал.
Позиция следствия о виновности летчицы базируется на показаниях двух засекреченных свидетелей, рассказал «Газете.Ru» Николай Полозов.
Это люди из батальона «Заря», которые не были сами очевидцами гибели Корнелюка и Волошина, а также каких-либо действий со стороны Савченко. «Они видели некую запись, на которой пленный солдат украинской армии Тарас Синяговский давал показания о виновности Савченко», — уточнил адвокат. Впоследствии Полозову и его коллегам удалось разыскать Синяговского в Полтаве на Украине и уточнить у него детали произошедшего. Украинский солдат рассказал адвокатам, что заявить о вине Савченко на пленку его принудили луганские ополченцы под угрозой смерти. «В ходе опроса он рассказал нам, что Савченко не принимала какого-либо участия в корректировке минометного огня. Мало того, она не могла быть причастна к убийству Корнелюка и Волошина», — подчеркнул Полозов.
«Что удивительно, наш суд приобщил это ходатайство и, мало того, огласил его вслух», — добавил он.
Адвокат указал на ряд недостатков в следствии по делу Савченко. «Место и время совершения преступления не указываются четко. Где-то указывается время московское, а где-то — киевское. Следствие очень вольно обходится с терминологией, в разных местах одно и то же место называется разными словами, например, Луганская народная республика и Луганская область Украины. В таком виде суд был обязан вернуть ходатайство обвинения на доработку следователю», — отметил Полозов.
Он также обратил внимание на то, что за два месяца российское следствие не сделало ни одного запроса украинской стороне. По мнению Полозова, это связано с общим похолоданием российско-украинских отношений. «Безусловно, в этом деле существует определенная политизированность. Решение явно принимает не Советский районный суд Воронежа.
Очевидно, что вопрос судьбы Савченко обсуждался на переговорах Путина и Порошенко. На этот стол переговоров мы возлагали большие надежды, но пока он не увенчался успехами», — сказал адвокат.
Другой адвокат Савченко, Марк Фейгин, сразу после оглашения приговора написал в своем твиттере, что решение суда является своеобразным «ответом» Москвы Киеву. «В ближайшие дни Надежда Савченко будет признана российскими правозащитными организациями политзаключенной», — добавил Фейгин в своем микроблоге. Постановление суда защита Савченко намерена оспорить в ближайшее время.
Надежда Савченко отправилась воевать на юго-восток Украины в качестве добровольца. До этого она работала в Ираке в составе украинского миротворческого контингента. За спиной у летчицы более 100 боевых вылетов. За несколько дней до судебного заседания, на котором решалась дальнейшая ее судьба, президент Украины Петр Порошенко наградил Савченко орденом «За мужество» III степени. «Надежда, мы не успокоимся пока не освободим тебя!» — написал украинский лидер в твиттере.