История присоединила Крым

Присоединение Крыма к России будет описано в новых учебниках истории

Елена Мухаметшина
Согласно поручению президента Владимира Путина, глава о присоединении Крыма к России появится в новых учебниках истории. Издательство «Просвещение» уже сообщило о том, что в их новый, только что выпущенный учебник по истории России для 9-го класса вошло «воссоединение Крыма с Россией».

Как стало известно сегодня, Владимир Путин по итогам встречи с представителями «Общероссийского народного фронта», которая состоялась в апреле этого года, поручил правительству совместно с Российским историческим обществом обеспечить включение в концепцию нового учебно-методического комплекса отечественной истории сведений о роли Крыма и Севастополя «в судьбе Российской империи, СССР и современной России».

Концепцию учебно-методического комплекса по отечественной истории разрабатывали на протяжении прошлого года. В октябре прошлого года концепция была утверждена на заседании Российского исторического общества. После этого ее представили на рассмотрение Владимиру Путину, однако президент своего окончательного мнения по поводу концепции так и не высказал. Замдиректора по научной работе Института российской истории РАН Сергей Журавлев сообщал РИА «Новости», что первые варианты новых школьных учебников на основании концепции будут готовы к осени этого года. Как обещало Министерство образования и науки, будут написаны три или четыре линейки учебников, основанные на концепции. Преподавать «новую историю» начнут уже с 1 сентября этого года, хотя учебники в лучшем случае будут готовы только через год. Ранее было решено, что события в едином учебнике истории должны дойти 2012 года — третьего срока президента Путина. Теперь, очевидно, курс истории продлят как минимум до марта 2014 года.

«Не нужна в нынешнем учебнике истории глава, посвященная Крыму. Крым в «прошлый раз» вошел в состав России — это одно событие. Русско-турецкая война, так называемая крымская, была в другое время, она должна быть в другом месте в учебнике. Если говорить о передаче Крыма Украине, то как бы это ни рассказывалось, события совершенно другие. Событий не хватит на целую главу в учебнике, в лучшем случае лишь на несколько параграфов», — считает учитель истории гимназии №1543 Леонид Кацва.

Историк, доцент МГОУ Александр Морозов считает, что присоединение Крыма нужно вписать в новые учебники. «Президент прав, что присоединение Крыма как некий свершившийся факт должен быть внесен в учебники, — говорит Морозов. — Мы же присоединили Крым, почему бы об этом не написать в учебнике. Самое главное то, как это интерпретировать. Я бы в своем учебнике сказал детям, что существуют различные точки зрения по данному вопросу. Есть государственная точка зрения, поддерживаемая большинством населения. Но вместе с тем у части общества есть иное мнение, и привести ее аргументы. Так было бы правильно».

Комментарии представителей Российского исторического общества, которые курируют создание единого учебника истории, получить не удалось.

Между тем издательство «Просвещение» уже успело выпустить учебник по истории России для 9-го класса, в который вошли «главные события текущего года — воссоединение Крыма с Россией, а также проведение XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, Паралимпиады-2014 и другие». Авторами учебников являются Александр Данилов, Людмила Косулина и Михаил Брандт.

Историк Александр Данилов известен, в частности, тем, что в возглавляемом им диссертационном совете в МПГУ защищалась диссертация директора СУНЦ МГУ Андрея Андриянова, в которой был обнаружен плагиат. В этом совете были защищены и другие диссертации с плагиатом. Комиссия при Минобрнауки рекомендовала запретить Данилову занимать какие-либо должности, связанные с присуждением степеней, а в феврале прошлого года Данилов был уволен из университета.

Сам Данилов рассказал «Газете.Ru», что фрагмент, связанный с Крымом, будет преподнесен нейтрально.

«В этом издании учебника последний раздел называется «Россия в 2013–2014 годах». Там описана Олимпиада в Сочи и Паралимпиада, а также сюжет, связанный с Крымом, — рассказал историк Александр Данилов «Газете.Ru». — Он дан нейтрально, в назывном плане — когда какие решения были приняты».

«В учебнике говорится, что президент Янукович был отстранен от должности, а к власти пришла оппозиция. Именно в такой формулировке, которая, как мне кажется, наиболее приближена к объективному отражению, потому что мы сейчас не можем давать иных оценок».

«Просвещение» стало первым издательством, выполнившим поручение Министерства образования и науки по приведению учебников отечественной истории в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и Историко-культурным стандартом, разработанным Российским историческим обществом, — прокомментировала новинку первый вице-президент издательства Елена Леонидовна Низиенко. — Более того, 28 мая президент РФ поручил кабмину до 15 августа дополнить концепцию нового учебника отечественной истории сведениями о роли Крыма и Севастополя в судьбе российского государства, поэтому можно сказать, что мы сыграли на опережение». Напомним, что принадлежит издательство «Просвещение» Аркадию Ротенбергу.

По словам историка Александра Морозова, в действиях издательства «Просвещение», которое уже успело выпустить учебник, нет ничего удивительного. «Сейчас каждое из четырех издательств, что допущены к рынку школьной литературы, старается застолбить свой участок. Лучший вариант здесь на самом деле действовать на опережение. Данилов — человек энергичный, ему в учебники просто нужно кое-что добавить, и все», — говорит Морозов.

Ранее Минобрнауки подготовило рекомендации и материалы для проведения школьных уроков по теме «Крым и Севастополь: их историческое значение для России». На этих уроках школьникам должны «показать историческую и геополитическую роль полуострова Крым в истории и современности России, подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм; показать миротворческий и гуманистический характер действий России при защите своих геополитических интересов и русского, русскоязычного населения, дать учащимся представление о временном характере трудностей в дипломатических, политических и экономических отношениях с Украиной, отсутствии агрессивных намерений нашей страны в отношении братского соседнего государства».