Силовики отдыхают в России

Разводы, увольнения, тайные поездки в Белоруссию и отпуск в Крыму — как изменилась жизнь силовиков после запрета на выезд за границу

Дмитрий Евстифеев, Ксения Баранова
Рекомендацию российского МИДа не выезжать за границу силовые, оперативные и судебные ведомства ретранслировали своим сотрудникам. В зависимости от службы пожелание превратилось в запрет на зарубежные поездки или же просто в формальность. «Газета.Ru» выясняла, какие ведомства стали невыездными и чем это оборачивается.

В апреле этого года Министерство иностранных дел рекомендовало россиянам воздержаться от поездок за рубеж. Причиной стали напряженные отношения России с Западом, которые еще более усложнились после присоединения Крыма к России. В результате МИД предостерег россиян: за границей «американские правоохранительные органы могут выдвинуть им какие-либо претензии».

Пожелание МИДа было воспринято рядовыми гражданами с иронией, а госслужащими — с повышенной серьезностью. Первыми рекомендацию воплотили на практике силовики, а именно МВД — глава министерства Владимир Колокольцев подписал внутриведомственный документ, согласно которому полицейский отныне может выезжать за границу лишь по усмотрению руководителя.

Вслед за МВД стали «захлопывать двери» для своих сотрудников и другие силовые и оперативные ведомства. Ужесточились якобы и без того жесткие выездные правила в ФСБ и ФСО. На днях своим сотрудникам в преддверии летних отпусков посоветовало отдыхать в пределах страны руководство Верховного суда.

О том, как на практике выглядят рекомендации руководства и чем обернулся «железный занавес», «Газета.Ru» поговорила с самими силовиками.

Имена сотрудников по их единогласной просьбе не указываются.

МВД

Именно в МВД, по сути, пожелание МИДа стало жестким правилом благодаря позиции главы ведомства Владимира Колокольцева и энтузиазму начальников на местах. Как выяснила «Газета.Ru», ситуация с запретом сильно различается в Москве и в регионах — региональные руководители с большим рвением соблюдают пожелание министра и не отпускают своих людей за рубеж, в то время как в столице, в зависимости от подразделения, удается договориться с начальством.

Официальная позиция такова: «Это не приказ, а рекомендация, основанная на заявлении МИДа. По согласованию с руководителем сотрудник может выехать за границу», — пояснили «Газете.Ru» в МВД.

На практике все выглядит несколько иначе. Сотрудник следственного департамента МВД рассказал «Газете.Ru», что запрет на выезд за границу вынудил некоторых сотрудников уйти из органов внутренних дел. «Очень много увольнений по собственному желанию, ведь запретили ездить даже в условно-заграничные поездки вроде Белоруссии и Украины, — говорит собеседник. — А у многих ситуация такая, что там живут родственники. Мой коллега уволился на днях — у него мама старенькая в Могилеве (Белоруссия), он к ней постоянно мотался. А оставить он ее не может. В центральном аппарате вообще жестко — никто пока не осмелился своих отпустить. Хотя формально приказ носит рекомендательный характер. Некоторые вот до сих пор упрямятся и покупают путевки, а потом с ними идут к руководителю, но начальники боятся брать на себя такую ответственность. Ни подкупы, ни угрозы судиться не работают. И статус не помогает — сидят все».

Еще один сотрудник ГУ МВД Москвы признался «Газете.Ru», что его семья уехала в отпуск без него: «Мы собирались с женой и ребенком в США, за полгода планировали путевку и билеты покупали — так дешевле. В итоге жена поехала с ребенком без меня. Разругались с ней, а что я могу поделать».

Сотрудник Главного управления вневедомственной охраны МВД рассказал, что запрет коснулся практически всех сотрудников ведомства: «До этого распоряжения где-то с год ходили слухи, что запретят выезжать за границу сотрудникам со второй формой допуска к гостайне (всего существует три уровня секретности, третья — самая легкая. — «Газета.Ru»). У нас это обычно руководители и опера. Над ними еще все ржали. А в итоге раз — и всем запретили. А у тех, у кого вторая форма допуска, вообще загранпаспорта на работе хранятся. У людей истерики, ссор очень много. Несколько свадеб сорвалось — у тех, кто хотел за границей справить. Даже развод один, жена от полицейского ушла. Не только из-за запрета, наверное, но, видимо, стало последней каплей.

Еще все ворчат, что совсем службу развалили. У нас ведь всегда как было — если собираешься уезжать за границу или просто в пределах региона — пишешь рапорт обязательно. Если без рапорта уедешь, то сразу увольнение. Причем увольнение не настоящее, а предлагают самую низовую должность вроде участкового, которых всегда не хватает. Во-первых, нужно дыры затыкать, а во-вторых — экономят: человек формально не уволен, а просто переведен на другую должность, поэтому денег ему платить не надо».

Сотрудник Главного следственного управления ГУ МВД Москвы вспоминает, как вдруг сотрудники ведомства стали в один день невыездными: «Это все началось 24 апреля. Собрали заграничные паспорта и сказали, что, кто не сдал, все равно вы в списках и не пустят за границу. Не повезло тем, кто на зиму брал большой отпуск: летом можно по России куда-нибудь рвануть, а зимой дома придется сидеть.

А вообще у нас тайком кое-кто ездил в Белоруссию на машине. Вроде обошлось, хотя если узнают — сразу вышибут со службы».

Сотрудник Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу также вспоминает о том, как вводился запрет: «Сказали, что с рапортами на отпуск за границу вообще не подходить — не пустят. Все строго с этим. Причем устно говорят — это очень опасно, ездить за границу. Типа узнают, что вы из полиции — либо завербуют, либо возьмут в плен и будут допрашивать.

И вообще, дескать, езжайте в Крым, ему надо помогать.

Но путевок не дают и скидок даже на поездки в Крым. А вот в Краснодарский край наши ездили и в итоге вышло ровно в два раза дороже, чем в Турцию. А сервис не сравнить. Есть еще дома отдыха МВД — но это совсем советский трэш. Столовая, занавески, каша с маслом. Нет уж».

Министерство чрезвычайных ситуаций

Официально в МЧС заявили, что выезжать за границу своим сотрудникам не запрещали, однако в соответствии с предупреждением МИДа рекомендовали внимательнее выбирать страну для отпуска. «Это рекомендации, никто никому не отказывает в выезде. МИД России подготовил список стран, ездить в которые не рекомендовано. Но решение человек принимает сам. Если он едет куда-то, то несет ответственность за себя и свою семью самостоятельно, — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь главы МЧС, начальник управления организации информирования населения МЧС России Александр Дробышевский. — Люди, которые носят погоны, всегда пишут заявление на отпуск и указывают, куда едут. Если же есть допуск к гостайне, то да, некоторым запрещено выезжать. Но для остальных сотрудников это рекомендация, запрещать — никто не запрещает».

На практике ситуация близка к официальной позиции.

Сотрудник федерального МЧС признался «Газете.Ru», что, несмотря на рекомендации начальства, многие эмчэсники продолжают отдыхать за границей: «У нас таких прямых запретов, как в МВД, нет. Ну, показал нам начальник это письмо, мы посмотрели. Никто свою Турцию и Египет не отменил на лето. Кому-то из высоких начальников запретили, но высшее руководство, которое допуск к гостайне имеет, и раньше не ездило. А так массово такой практики нет сейчас».

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

В ФСКН официально признаются, что просят сотрудников ведомства воздержаться от заграничных поездок. «У нас тоже было письмо от МИДа, а министр (глава ФСКН Виктор Иванов. — «Газета.Ru») тогда официально сказал, что надо воздержаться от поездок. С поездками разбираются индивидуально, когда считают нужным — отпускают», — сообщила официальный представитель ФСКН Кира Живописцева.

Сотрудник столичного управления ФСКН рассказал «Газете.Ru», что многие сотрудники действительно в целях безопасности стараются не выезжать за пределы страны: «У нас в отделе на уровне руководителя запретили. То есть просто сказали: «Не надо». Что будет, если поедем? Ну нет, не поедем, конечно, пока такая ситуация. Чтобы избежать инцидентов всяких. Но вот, кстати, в Белоруссию можно, а на Украину нет».

Следственный комитет России

Официальный комментарий в Следственном комитете получить не удалось. Один из сотрудников СК Москвы на условиях анонимности признался «Газете.Ru», что их ведомства выездной запрет пока не коснулся: «Слухи ходят активно у нас, что такой же запрет, как в МВД, могут ввести и в СК. Но дальше слухов ничего, слава богу, не пошло. У меня руководитель едет за границу, я сам поеду. Так что пока нас это не коснулось».

Федеральная служба исполнения наказаний

«Рекомендация из МИДа приходила, но запретов на посещение зарубежных стран нет», — официально заявляют во ФСИН.

Сотрудник ФСИН подтвердил «Газете.Ru», что их запрет на выезд за границу пока миновал: «Я сам собираюсь поехать в отпуск за границу, и никто мне этого не запрещал. У нас да, центральный аппарат знакомили с этим документом. Звучали устные рекомендации, что не нужно ездить. Но в целом по ФСИН не слышал, чтобы это было проблемой и кому-то запрещали. Может, единичные случаи. Знаю, что у коллег в МВД с этим все серьезно, многих просили сдать заграничные паспорта».

Прокуратура

От официальных комментариев в прокуратуре воздержались. На условиях анонимности сотрудник прокуратуры Москвы рассказал, что и раньше в его ведомстве аккуратно относились к поездкам за рубеж: «Ну, у нас всегда был список каких-то нежелательных стран, куда не стоит ездить. А вообще в прокуратуре не так много людей имеют доступ к государственной тайне высокого уровня. Они, конечно, невыездные. А так сейчас рекомендации есть, но запретов прямых — нет. Тут надо понимать, на что ты идешь.

Если идешь служить, то ты подневольный. Подданный, так сказать, какого-то государства».

Суды

Официальная позиция такова: «Работникам судов действительно порекомендовали не выезжать на отдых в страны, которые имеют с США договоры о взаимной выдаче. Такую рекомендацию ранее дал МИД».

По словам одного из сотрудников Мосгорсуда, жестких запретов не было: «На уровне руководителей и их подчиненных с рекомендацией ознакомили. Но запрещать никому не запрещали, кажется. А те, кто с секретными бумажками работают, и так невыездные. Им все равно».

Федеральная служба безопасности

Официально в ФСБ воздержались от комментариев. Собеседник из центрального аппарата ФСБ рассказал «Газете.Ru», что сотрудники ведомства уже не первый год отдыхают только в России: «Я уже два года никуда не езжу, многие коллеги по три года. Нас Путин охраняет, чтобы не было провокаций за границей. А вообще, именно с нас началась волна невыездных. Летом в пансионат в Сочи поеду наш. Супруга ездила недавно одна за границу, а я по России только могу».

Его слова подтверждает сотрудник регионального подразделения ФСБ:

«Не знаю, как столичные, а регионалы уже четыре года никуда не выезжают. От ранга не зависит — все, даже самые мелкие сотрудники. Я не считаю, что это неправильно.

Силовиков и чекистов в связи с Крымом действительно могут ожидать провокации. Другой вопрос с секретностью. В руководстве сидят люди немолодые. Они не понимают, что есть интернет, электронная почта и государственные секреты можно «сливать», не выезжая за пределы России. А насчет тайком за границу — некоторые у нас на машине гоняют в Белоруссию. Это единственный вариант. Но по мне так это глупость какая-то — Белоруссия это не заграница.

Федеральная служба охраны

Официально в ведомстве воздержались от комментариев.

Сотрудник центрального аппарата ФСО признался «Газете.Ru», что многим сотрудникам запретили покидать пределы страны: «Людям завернули отпуска, они возмущаются. По сути, они поставлены перед выбором: увольняться на «гражданку» и спокойно ездить в отпуск или оставаться на службе, имея возможность ездить с семьями лишь в Крым или Сочи. А в Сочи, кстати, цены примерно в полтора-два раз выше, чем в той же Турции. По Крыму цены ниже, но они явно быстро подтянутся. Особенно когда эти курорты осознают свое монопольное положение».