Будущее одного из ярких символов Москвы — Шуховской (Шаболовской) башни — становится все более туманным. Накануне госкомпания «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), на чьем балансе сейчас находится башня, попыталась получить у горожан поддержку предложения о ее демонтаже. Но потерпела фиаско.
Напомним, радиобашню из шести металлических гиперболических параболоидов, соединенных в коническую антенну, построил на улице Шаболовка в 1919–1922 годах советский инженер Владимир Шухов. Он первым в мире использовал в строительстве сетчатые металлические оболочки в виде висячих и сводообразных перекрытий и гиперболоидных башен. Позднее подобные конструкции использовали в своем творчестве многие знаменитые зарубежные архитекторы.
За все годы существования башни ее ни разу не реставрировали. По назначению башня не используется уже много лет, недоступен памятник архитектуры и инженерной мысли и для экскурсий.
В итоге не представляющий для РТРС практической ценности и давно нуждающийся в реставрации знаменитый исторический объект превратился для компании в сплошную головную боль. Как показали последние обследования МЧС, пока «внезапное обрушение башни случиться не может», но без должного внимания уже через пару лет ее состояние станет аварийным. Ответственность за такое развитие событий будет нести балансодержатель. Поэтому в РТРС настаивают на смене собственника. А заодно на демонтаже и скорейшем переносе памятника со своей территории в другое место.
Между тем два года назад на средства федерального бюджета по заказу той же РТРС был выполнен проект реставрации башни на месте. Проект прошел все экспертизы, но застопорился из-за того, что вышел срок действия постановления правительства РФ, в рамках которого было заложено его финансирование.
Идея о переносе памятника появилась уже в новом варианте постановления правительства РФ, проект которого вышел из недр Министерства связи и был опубликован на едином портале раскрытия информации о подготовке правовых актов (правда, по окончании периода антикоррупционного обсуждения он был оттуда снят). В этом документе предлагается провести ремонтно-восстановительные работы в режиме реставрации, предполагающие разбор конструкций башни и последующее восстановление башни на новом месте «в объемах и пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1922 году». Минкультуры и московской мэрии документ предписывает найти новое место для башни в срок до 1 мая. В качестве такого места в СМИ уже упоминались ВВЦ, Парк имени Горького, Калужская площадь и даже Севастополь.
Именно этот документ РТРС пригласила обсудить жителей окрестных домов. Информация о предстоящем мероприятии содержалась в расклеенных по микрорайону листовках. Для подтверждения участия в информационном собрании, местом проведения которого был выбран экскурсионный корпус во дворе Останкинской башни, гражданам предложили предварительно зарегистрироваться по телефону. К обсуждению предлагалось несколько вариантов реконструкции-реставрации Шуховской башни.
При этом, как следовало из текста листовки, проведение реставрации на месте, без разбора конструкций башни, повлечет за собой снос ближайших жилых домов.
Горожане начали активно записываться на мероприятие, однако за несколько часов до его начала большая их часть получила смс-сообщения о том, что, в связи с большим количеством желающих, их регистрация отменяется и на публичные обсуждения будут допущены только те, чьи адреса указаны в объявлении.
По словам депутата муниципального собрания «Лефортово» Александры Андреевой, текст объявления вызвал как минимум недоумение: «РТРС пыталась убедить жителей, что существует только два варианта развития событий: или снос Шуховской башни, или снос жилых домов вокруг нее. Откуда взялась идея о сносе жилых домов при реставрации башни, не понял ни один человек». А ограничение круга участников собрания депутат объяснила попыткой «запугав жителей несуществующей угрозой сноса их домов, вынудить их подписать согласие на снос Шуховской башни».
В итоге на собрании присутствовали менее 100 человек. Тем не менее москвичи, которые, несмотря на смс-предупреждение об аннуляции их регистрации, все-таки приехали в Останкино, внутрь допущены не были.
Представители РТРС повторили позицию Министерства связи, настаивающего на демонтаже башни, проведении реставрации ее конструкций в цеховых условиях и возможности монтажа в любом другом месте. В качестве доводов за такой способ реконструкции приводились лучшее качество и меньшая цена, чем при проведении работ на месте. А также тишина и спокойствие на окружающей башню территории.
Аргумент о сносе близлежащего жилья даже не звучал. Впрочем, как объясняют жители, его абсурдность была видна изначально. Изолированный участок РТРС в 25 соток окружен не жилыми домами, а территорией, принадлежащей ВГТРК и Агентству космической связи.
Когда организаторов собрания из зала спросили, чего они ожидают от присутствующих, последовало предложение принять резолюцию о поддержке нового проекта постановления правительства. Однако желающих голосовать за это предложение не оказалось.
Присутствовавший на собрании координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин напомнил о существовании постановления правительства от 2012 года и разработанного в его рамках проекта реставрации башни, которому РТРС сейчас «не желает дать ход».
«На мой взгляд, гораздо экономичнее было бы вернуться к существующему проекту реставрации, — заявил он.
– Возможно, в инженерной и бюджетной части проект нуждается в корректировке. Но новое постановление, на котором настаивает Минсвязи, предполагает запуск всего процесса с самого начала. А также новые стартовые условия, при которых у реставраторов уже не будет возможности выбора: им сразу будет предписано разбирать башню».
Рахматуллин предложил проголосовать за актуализацию старого постановления. Но тут уже воспротивились организаторы. В итоге встреча сохранила свой «информационный» характер. Впрочем, никаких юридических последствий такое голосование все равно иметь не могло. По мнению Рахматуллина, организаторы собрания рассчитывали получить моральную поддержку жителей, видимо, потому, что до конца не уверены в том, что предложенный Минсвязи вариант обретет форму распорядительного акта правительства.
Не добавляет такой уверенности и позиция московской власти. В начале апреля столичная мэрия официально отказалась принять Шуховскую башню на свой баланс, а ранее о невозможности ремонта за свой счет заявили федеральные ведомства.
Все это не способствует спасению башни и сохранению ее на прежнем месте. Однако в четверг комиссия по градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия Москвы предложила повысить статус башни, сделав ее федеральным объектом культурного наследия. В мэрии сочли, что это должно обеспечить надежную защиту памятника, и намереваются после проведения историко-культурной экспертизы передать документы в Министерство культуры для принятия окончательного решения.
В самом Министерстве культуры на прошлой неделе также заявили о том, что перенос башни был бы возможен только случае невозможности сохранить ее на прежнем месте, а таких заключений в ведомство не поступало. О том, что необходимость переноса Шуховской башни ничем не мотивирована, заявил на днях и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Категорически против подобного метода реставрации и специалисты. Ранее Общественная палата по итогам слушаний о сохранении и реставрации Шуховской башни предложила внести ее в список особо ценных объектов культурного наследия России и включить в одну из государственных программ по сохранению культурного наследия. К защите Шуховской башни подключились даже зарубежные эксперты, называющие ее символом Москвы и российским эквивалентом Эйфелевой башни. Письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой сохранить башню подписали 38 специалистов из разных стран, в числе которых ведущие мировые архитекторы.