В понедельник в Варшаве представители военной прокуратуры Польши подвели предварительные итоги расследования крушения самолета Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года. Руководитель военной окружной прокуратуры Иренеуш Шеленг напомнил, что у следователей до сих пор нет прямого доступа к обломкам самолета: они хранятся в России.
«Здесь нет сомнений — обломки должны быть возвращены Польше», — заявил полковник Шеленг.
«Состояние расследования не позволяет его закрыть. Прокуроры ждут исполнения запросов об оказании международной правовой помощи, в основном от России. Большинство запросов к России уже выполнены, но мы еще ждем возвращения обломков, документацию на оборудование и работу служб аэропорта Смоленска», — сказал представитель военной прокуратуры Польши. По его словам, обломки не должны валяться в сарае или ангаре, они нужны экспертам для расследования. Однако он уточнил, что польским следователям не ограничивался доступ к обломкам в России. Польское расследование продлено еще на шесть месяцев — до 10 октября этого года, заявил Шеленг.
Поляки неоднократно требовали от российской стороны передачи им обломков, эта тема давно стала камнем преткновения в переговорах политиков. Представители российских ведомств всегда заявляли, что это обязательно произойдет, но все время отодвигали дату. Последний раз тема возвращения обломков была затронута главой МИД России Сергеем Лавровым в декабре прошлого года. Он заявил, что «обломки будут возвращены, как только закончится следствие», которое проводит Россия. Тогда Лавров сказал, что сроки расследования продлены до апреля 2014 года.
Говоря о расследовании, военный прокурор еще раз подчеркнул, что польские следователи не нашли подтверждений версии взрыва на борту самолета.
Это подтверждают выводы экспертов, которые исследовали более 700 проб с самолета и места трагедии, а также полученные в процессе эксгумации тела погибших. Год назад прокуроры уже заявляли, что не нашли подтверждений версии о взрыве. Проверка была проведена после статьи в одной из крупнейших газет Польши Rzeczpospolita, опубликованной в конце октября 2012 года. В статье говорилось, что на крыльях и в салоне разбившегося Ту-154, а также в районе его падения в Смоленской области были обнаружены следы тринитротолуола (тротила) и нитроглицерина.
Прибыв в Смоленск, поляки совместно с российскими специалистами еще раз тщательно обследовали ствол березы, с которой при снижении столкнулся самолет.
Помимо дерева эксперты в области трасологии (раздел криминологии о следах) и металловедения, а также взрывотехники осмотрели фрагменты разбившегося самолета, которые хранятся на территории аэропорта Смоленск-Северный. Но следов тротила не было обнаружено.
Статья в польской газете вызвала бурю негативных откликов в республике. Лидер оппозиции и брат покойного президента Ярослав Качиньский обвинил правительство в «огромном обмане», на что премьер-министр Польши Дональд Туск ответил, что «не представляет себе, как можно жить в одном обществе с такими людьми, как Качиньский». «Недопустимо, чтобы лидер оппозиции, основываясь на недостоверных предположениях прессы, выступал с такими заявлениями», — сказал тогда Туск.
В тот же день Rzeczpospolita выступила с опровержением и извинилась за дезинформацию. Из издания уволились главный редактор, а также еще три сотрудника, в том числе автор статьи. Сообщалось, что наблюдательный совет издательского дома Presspublica, владеющего газетой, попросил журналиста предоставить доказательства. Однако тот сообщил, что его источники отказались передавать документы о следах тротила.
Перед скандалом вокруг газеты в Польше было найдено тело Ремигиуша Муся, одного из ключевых свидетелей по делу о крушении под Смоленском самолета польских ВВС.
По предварительной версии следствия, он совершил самоубийство. Мусь работал бортинженером на одном из самолетов польских ВВС — Як-40, который сел в Смоленске за час до президентского Ту-154.
Бортинженер в своих показаниях утверждал, что дежурный разрешил президентскому самолету снизиться до «высоты принятия решения» в 50 м, несмотря на густой туман. По официальной же версии, диспетчер не разрешал снижаться авиалайнеру ниже 100 м. Свидетель утверждал, что Як-40 также было разрешено снизиться до 50 м. Вторым ключевым свидетелем по делу остается пилот Як-40 Артур Воштыль.
Напомним, что в результате авиакатастрофы Ту-154 10 апреля 2010 года погибли 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Среди погибших были президент Польши, его супруга и часть руководства страны. Делегация направлялась в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях.
В конце июля 2011 года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.