1 февраля вступает в силу новая статья 15.3 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Новая норма не просто запрещает в сети интернет призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию «в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».
Отныне, стоит органам государственной власти заподозрить наличие незаконной информации, чиновники смогут заблокировать сайт без предупреждения владельца.
Уполномочены на это только генеральный прокурор или его заместители. Узнав о наличии неправомерной информации, они имеют право направить требование ограничить к ней доступ в Роскомнадзор — уполномоченный на это орган государственной власти. Получив приказ, Роскомнадзор должен, как указано в статье, незамедлительно обратиться к операторам связи с требованием удалить противоправный контент. При этом требование это будет адресовано не владельцу сайта, а провайдеру, его обслуживающему. Письмо должно быть составлено на русском и английском языках. Закон предписывает направлять письма в электронном виде и фиксировать дату отправки. Оператор связи, получив такое письмо, обязан немедленно ограничить доступ к ресурсу. Затем провайдеру даются сутки, чтобы проинформировать владельца сайта о необходимости удалить информацию.
Если владелец удалит информацию, он должен проинформировать об этом Роскомнадзор. Это можно сделать и по электронной почте.
Получив такое уведомление, Роскомнадзор обязан незамедлительно (так указано в законе) сообщить об этом оператору связи, чтобы тот возобновил доступ. Правда, при этом оговариевается, что Роскомнадзор должен сделать это «после проведения проверки достоверности уведомления», но не прописаны сроки такой проверки. Таким образом, получается, что возобновление доступа фактически будет происходить по усмотрению чиновников.
Как показал предыдущий опыт с блокировкой «Газеты.Ru», провайдер не всегда может ограничить доступ лишь к конкретной странице на сайте, поэтому зачастую блокируется доступ к сайту в целом.
По словам источника «Газеты.Ru» в одной из интернет-компаний, примерно 70% операторов связи уже готовы к тому, чтобы блокировать только страницу с недопустимой информацией, а не сайт целиком. «Но закон не обязывает их делать блокировку только одной страницы», — отметил он.
«Все решения о том, какая информация является экстремистской, уполномочены принимать генпрокурор и его заместители.
У Роскомнадзора в данном случае сервисная функция — мы являемся технологическим посредником между Генпрокуратурой и операторами связи»,
— заявил «Газете.Ru» официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Механизм блокировки, по его словам, будет осуществляться следующим образом: сотрудникам Генпрокуратуры предоставлен доступ к электронной системе взаимодействия Роскомнадзора с операторами связи. Все решения по экстремистской информации, оформленные в виде требований, будут загружаться в систему в режиме реального времени.
«Операторы имеют возможность осуществлять выгрузку из системы и производить блокировку в кратчайшие сроки, — пояснил Ампелонский. — Технические возможности системы позволяют ограничить доступ к противозаконной информации в течение часа с момента загрузки требования Генпрокуратуры».
Представитель Роскомнадзора особо отметил, что под действие закона попадают и социальные сети. «В них информация распространяется быстро, и они, как показывает картина событий в Бирюлеве в 2013 году, а также в ряде стран Западной Европы и на Украине, играют в ходе массовых беспорядков организующую роль,
— сказал Ампилонский. — Мы рассчитываем, что с электронными СМИ проблем не будет, так как большинство российских СМИ давно живут в условиях, когда экстремистские материалы запрещены к публикации. Электронные издания в основном научились модерировать свой контент, в том числе и пользовательские форумы.
Не думаю, что у СМИ могут возникнуть какие-то дополнительные проблемы в связи с вступлением в силу этого закона».
В Союзе журналистов России считают, что новая статья на СМИ не распространяется, и, соответственно, при процедуре блокировки власти будут руководствоваться законом «О СМИ». В организации пояснили, что консультации по этому вопросу с ними никто не проводил.
Член Общественной наблюдательной комиссии Москвы, юрист Анна Каретникова считает, что под поправку попадает все интернет-пространство: и сайты, и социальные сети, и СМИ. При этом учитываться будет не только авторские материалы, но и комментарии читателей. «Это непосредственно вытекает из этих поправок— сказала она «Газете.Ru». –
Массовые беспорядки — это уголовное преступление. Раньше состав преступления в таких действиях устанавливал суд. Теперь это будет производиться фактически по произволу прокурора.
Также сюда подпадает экстремистская деятельность. Раньше у нас был перечень экстремистских материалов, который устанавливался судом и судом туда включался. Теперь непонятно, кто это будет определять, потому что вмешательство суда никакое не предусмотрено. Ну и собственно нарушение порядка проведения публичных мероприятий, которое предполагает административную ответственность. Но раньше это тоже устанавливал суд. Это выводится из-под компетенции суда».
По мнению правозащитницы, блокировка ресурсов будет производиться довольно быстро, а вот разблокировка нет.
«Если у прокуратуры есть палка, которой она будет по голове всех стучать, требуя немедленного исполнения, то у того, кто просит разблокироваться, этого нет»,
— отметила она.
По мнению юриста Межрегиональной независимой ассоциации «Агора» Дамира Гайнутдинова, слово «незамедлительно» госорганы могут понимать по-своему. «Какой конкретно срок понимается под этим, непонятно, — сказал он «Газете.Ru». — Видимо, в каждом отдельно взятом случае он будет трактоваться в зависимости от ситуации».
Как считает Гайнутдинов, при решении споров относительно информации в СМИ приоритет должен иметь закон «О СМИ».
«В первой статье этого закона указано, что все отношения в сфере массовой информации регулируются этим законом, — заметил юрист. — Все остальные законы должны соответствовать отраслевому законодательству. Закон «О СМИ» предусматривает специальный порядок для прекращения выхода СМИ. То есть это может быть сделано либо по решению учредителя, либо судом на основании заявления уполномоченного органа, в нашем случае — Роскомнадзора. Никаких других процедур для СМИ не предусмотрено.
Если речь идет о сетевом СМИ, то блокирование доступа к нему операторами связи фактически означает прекращение его выхода.
Эта процедура полностью противоречит норме, прописанной в законе «О СМИ».
Каким образом будет решаться эта коллизия, юрист предсказать не взялся. «Если придерживаться буквы закона, то закон «О СМИ» должен иметь приоритет. А так могут и их блокировать. Когда фильм «Невинность мусульман» признавали экстремистским материалом, министр связи сказал, что нет проблем, если надо будет, закроем и YouTube. Видимо, у наших чиновников никаких проблем не возникнет с тем, чтобы блокировать социальные сети или СМИ, — считает Гайнутдинов. — Опыт «Дождя» (организация включена Минюстом в список иноагентов), например, показывает, что и прокуратура, и Роскомнадзор готовы выполнять самые безумные идеи, не задумываясь даже об их законности».
По мнению источника «Газеты.Ru» в одной из интернет-компаний, закон был принят по политическим причинам, и при блокировке СМИ будет использоваться процедура, предусмотренная законом «Об информации», а не «О СМИ».
По его словам, накануне в Роскомнадзоре состоялось совещание по этому вопросу. На нем шла речь именно о том, что ресурсы будут блокироваться сразу, без уведомления интернет-площадок или хостинг-провайдеров непосредственно оператором связи. «Вопрос сейчас стоит только о том, насколько быстро будет восстанавливаться доступ. По сути законодатели, вводя такое регулирование, требуют полную премодерацию контента площадками с риском блокировки без уведомления, если премодерация не будет осуществляться, причем об этом уже говорится прямо в законе», — сказал собеседник.
А вот разблокировка будет зависеть от того, насколько быстро ресурс заметил, что заблокирован, выяснил причину этой блокировки и удалил информацию, которую требуется удалить, уведомил об этом Роскомнадзор, а он, в свою очередь, оператора связи. «Я не знаю, сколько это может занимать времени, но думаю, мы скоро об этом узнаем. Вряд ли это будет 10–15 минут, — предположил источник. — Уже сейчас, насколько я знаю, многие ресурсы осуществляют премодерацию контента, и принятие этого закона в существенной степени усилит эту тенденцию.
По сути это действительно введение политической цензуры, но я надеюсь, что хватит здравого смысла не блокировать, например, поисковые системы или соцсети».