По иронии судьбы пресс-конференция Алехиной и Толоконниковой (признана в РФ иностранным агентом) прошла на телеканале «Дождь» (признан Минюстом нежелательной в РФ организацией), расположенном буквально напротив храма Христа Спасителя. Конференция прошла на удивление спокойно. Никаких провокаций православных активистов ни до ни после встречи Марии и Надежды с журналистами не произошло, резкой критики в адрес девушек тоже не прозвучало.
Алехина и Толоконникова вышли к журналистам с пятиминутным опозданием. Было видно, что обе готовились к встрече и уделили немало внимания своему внешнему виду. Волосы у обеих были тщательно уложены.
Первым был задан вопрос, который успел перессорить всех журналистов в фейсбуке за последние пару дней: почему первым делом после освобождения Толоконникова и Алехина не поехали к своим детям, а встретились в Красноярске?
«Мы никогда не прикрывались детьми», — сказала Надежда, добавив, что просить о милосердии на этом основании было бы нечестно. Девушки обратили внимание на то, что, если бы на их месте оказались мужчины, вопрос о детях стоял бы не так остро.
Надежда и Мария объяснили, что встретились в Красноярске, чтобы обсудить свой новый совместный проект «Зона права» (ударение во втором слове можно ставить произвольно, отметила Толоконникова).
Проект «Зона права» будет финансироваться за счет краудфандинга и займется сопровождением жалоб заключенных из всех регионов на условия содержания, труда и насилие или угрозы. Девушки отметили, что в проекте, в частности, примут участие Алексей Навальный, координатор «Росузника» Сергей Власов и Владимир Рубашный, проработавший 18 лет во ФСИН начальником психологической службы. Кроме того, они планируют привлекать к участию в «Зоне права» общественные наблюдательные комиссии. При этом девушки намерены сами посещать заключенных. Они добавили, что переживают по поводу фигурантов «болотного дела», которых до сих пор не выпустили на свободу.
«Одна из главных проблем в исправительных учреждениях России — их тотальная закрытость и низкая степень коммуникации ФСИН с обществом», — считает Алехина.
Время от времени девушки читали с листка. Вопрос немецкого журналиста, почему Алехина и Толоконникова решили заняться проблемой в тюрьмах, а не другими не менее важными проблемами в России, например обратить внимание на проблему экономической стагнации, вызвал у них недоумение.
По просьбе журналистки Натальи Геворкян, задавшей вопрос по скайпу, девушки перечислили свои основные ценности. Справедливость, солидарность, человечность — эти понятия прежде всего означают ответственность. В качестве морального ориентира обе девушки назвали писателя Владимира Буковского, биографию которого прочли в колонии.
В целом Алехина и Толоконникова отвечали на вопросы журналистов спокойно. Один из журналистов так и спросил: что-то вы, девочки, тихо говорите сегодня, вы устали, наверное?
«Нас хорошо слышно? Если да, то нам нет нужды орать», — ответила Толоконникова.
Сейчас, как ей кажется, обстановка более гармоничная, чем в суде или в колониях, где им не давали говорить, объяснила она. Толоконникова призналась, что не стала бы исполнять панк-молебен в храме Христа Спасителя, точно так же как и не повторила бы сейчас акцию «Секс в музее»: за два года ее представления о жизненных целях изменились.
При этом она не жалеет о том, что произошло. «Мы не Pussy Riot в данный момент», — подчеркнули девушки.
Акция в Государственном биологическом музее имени Тимирязева была «высказыванием на политическую тему»: они показали, как всю страну «поставили раком и поимели», когда Путин назначил никому не известного Медведева своим преемником. При этом Надежда объяснила, почему выбрала именно акционизм для выражения своих политических взглядов. По ее мнению, «традиционная оппозиционная политическая деятельность обречена на замалчивание».
«Нас называют провокаторами. Мы действительно провокаторы. Но не нужно произносить это слово как нечто нецензурное.
Искусство — это всегда провокация», — сказала Мария Алехина. Группа Pussy Riot не создала конфликт, а только «подсветила» уже существующие проблемы, добавила Толоконникова.
В завершение пресс-конференции девушки поблагодарили всех, кто поддерживал их в заключении. Они напомнили, что вышли раньше истечения срока наказания, и отметили, что это произошло благодаря общественной поддержке.
Алехина и Толоконникова вышли на свободу 23 декабря по президентской амнистии в честь 20-летия Конституции России.
Участницы панк-группы Pussy Riot зашли в конце февраля 2012 года в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, станцевали перед иконами. Видеоролик с выступлением вскоре был выложен в сети. Полиция задержала трех участниц — Толоконникову, Алехину и Екатерину Самуцевич, которых Хамовнический суд Москвы в августе 2012 года приговорил к двум годам колонии общего режима за хулиганство. Самуцевич была осуждена условно.