Распоряжение о строительстве православного центра подписал во вторник префект Парижа и региона Иль-де-Франс Жан Добиньи, сообщает ИТАР-ТАСС. Планируется, что строительные работы начнутся уже в июне следующего года, когда будут снесены постройки, находящиеся на месте будущего центра. Закончить строительство должны уже к концу 2015 года.
Общая площадь комплекса составит 4,2 тыс. кв. м. Земля, на которой он будет построен, раньше принадлежала метеорологической службе «Метео-Франс». Духовно-культурный центр будет включать в себя храм, семинарию, библиотеку и центр для проведения встреч.
Согласование строительства православного центра длилось довольно долго, несмотря на то что землю под него в 7-м округе Парижа на набережной Бранли недалеко от Эйфелевой башни управление делами президента РФ приобрело еще в 2010 году. Предположительно, участок стоил 60–70 млн евро.
После этого под общим руководством главы управделами Владимира Кожина был организован международный конкурс проектов будущего центра. Его победителем стал испанец Мануэль Нуньес-Яновский и московское агентство «Арх-груп». По данным российских СМИ, этот проект выбирали лично Владимир Путин, Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл. Путин в бытность премьером посетил место будущего строительства вместе со своим французским коллегой Франсуа Фийоном.
Изначально предполагалось, что храм будет построен на деньги меценатов, но, по сообщению СМИ, в итоге строить комплекс будут в основном на бюджетные деньги.
Нуньес-Яновский был известен некоторыми архитектурными объектами во Франции, которые, правда, довольно критично восприняли сами французы. Будущим прихожанам храма, как писала газета «Русская мысль», а это в основном представители русской общины, тоже не понравился выбранный проект, однако их мнение никого не интересовало. По проекту Нуньеса-Яновского предполагалось, что храм будет накрыт стеклянной крышей, из-под которой будут выглядывать купола храма.
Однако проект столкнулся с множеством сложностей. Им была недовольна российская община, от него через какое-то время открестилась и РПЦ. В частности, глава управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк заявил, что ему тоже не нравится представленный проект.
«Особенно не понравилось нам то, что покров, который венчает храм, теперь сделан так, что напоминает, я бы сказал, задравшуюся юбку балерины. И потому неудовольствие проектом можно назвать обоюдным — и с французской стороны, и с российской», — говорил архиепископ.
Также проект раскритиковал и мэр Парижа Бертран Деланоэ, посчитав, что он искажает исторический облик района. Тогдашний префект Парижа и региона Иль-де-Франс Даниэль Канепа отказался подписывать разрешение на строительство православного комплекса. В результате российская сторона решила переработать свою заявку.
Нуньес-Яновский должен был довести до ума проект совместно с французским архитектором Жан-Мишелем Вильмонтом. Однако Вильмонт посчитал, что проще сделать новый. В итоге перерабатывать российскую заявку стал один Вильмонт, который, кстати, тоже участвовал в конкурсе проектов храма в Париже и занял второе место после Нуньеса-Яновского.
Проект Вильмонта, который он представлял на конкурсе, был более традиционным: это храм с пятью куполами. Каким будет нынешний храм, пока непонятно, но, по мнению экспертов, явно в нем не будет ничего экстравагантного. Таким образом, Вильмонт устроил и Россию, и Францию. У нас в стране архитектор известен работой над проектом развития московской агломерации «Большая Москва». Между тем Нуньес-Яновский подал в суд на мэра Парижа и Вильмонта из-за того, что выбыл из работы над проектом.
Летом 2013-го Владимир Кожин обсуждал строительство православного центра с французскими властями. Тогда он заявил, что Россия планирует получить разрешение на строительство центра до конца этого года.
Между тем все время, пока шла разработка этого проекта, во Франции регулярно звучала критика в его адрес. Местные СМИ, в частности, писали о том, что в православном комплексе вполне могут разместиться представители российских спецслужб, которые будут следить за находящимися поблизости французскими госучреждениями.