Столичные власти отчитались о работе в социальной сфере и рассказали о планах на будущее. Во вторник городское правительство приняло территориальную программу госгарантий оказания бесплатной медпомощи в Москве, а также одобрило комплекс мер по оказанию адресной помощи инвалидам.
Как сообщил глава департамента соцзащиты населения Владимир Петросян, для оказания адресной соцпомощи весной этого года было проведено обследование условий жизни почти 145 тыс. москвичей — инвалидов I группы (всего в Москве проживает 1,2 млн инвалидов).
Более 16% обследованных инвалидов I группы, по словам Петросяна, оказались достаточно обеспеченными людьми и отказались от помощи.
Еще около 20 тыс. человек отсутствовали по месту регистрации. 15 тыс. из них найдены у родственников по другим адресам, а вот судьбу оставшихся 5 тыс. прояснить пока не удалось. И сейчас принято решение прекратить им выплаты, чтобы люди сами объявились.
«Все эти средства будут возвращены, но надо понять, где находится тяжело больной человек, кто получает за него деньги, возможно, он в беде», — пояснил Петросян.
О том, что они нуждаются в помощи города, заявили почти 90 тыс. инвалидов I группы. Все они включены в электронную базу, на них заведены электронные соцпаспорта. Так, более 6 тыс. москвичей не могли ранее получить дорогостоящие реабилитационные услуги. В течение года почти половина из них была пролечена в городских медучреждениях, а также частных и федеральных, где мэрия «покупала услуги».
Чисто «социальную помощь» — деньгами, продуктами и вещами, услуги сиделки, психолога, юриста или нотариуса на дому — попросили почти 30 тыс. человек.
72% из них эту помощь уже получили. Почти 20 тыс. заявили о потребности в предметах длительного пользования (холодильниках, стиральных машинах) и уже их получили. Установить «тревожную кнопку» попросили более 12 тыс. человек, и половина из них теперь ее имеют.
В следующем году департамент соцзащиты планирует продолжить оказание адресной помощи инвалидам, а также провести обследование других уязвимых категорий москвичей — малообеспеченных многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, одиноких пенсионеров, всего более 300 тыс. горожан.
На реализацию программы адресной соцпомощи в нынешнем году ушло 400 млн руб. В следующем на эти цели в бюджете заложено 460 млн руб.
Вторым вопросом повестки стояла территориальная программа госгарантий оказания бесплатной медпомощи в Москве на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. На ее реализацию в следующем году в городском бюджете заложено 300 млрд руб., на 10% больше, чем в 2013 году.
Для сравнения: расходы федерального бюджета на российское здравоохранение составляют 515 млрд руб. в 2013 году и 417,4 млрд руб. — в 2014-м.
Существенно различаются и нормативы подушевого финансирования. По словам заммэра по вопросам соцразвития Леонида Печатникова, городской бюджет добавляет на эти цели значительные суммы в связи с тем, что в Москве выше и стоимость содержания медучреждений, и зарплаты медиков. Кроме того, серьезных затрат требует обслуживание сложного медоборудования.
Деньги, выделенные в этом году, по мнению заместителя мэра, не пропали даром: средняя продолжительность жизни в столице на шесть лет больше, чем в целом по России, и составляет 76 лет.
Кроме того, по его словам, в Москве удалось снизить показатели смертности населения, которая сейчас на 36% ниже, чем в целом по России: в 2013 году в Москве общий коэффициент смертности был зарегистрирован на уровне 9,7 на 1 тыс. человек (в среднем по России — 13,2). Смертность от болезней кровообращения в Москве ниже среднероссийской на 32% (537,9 против 708 на 100 тыс. человек). А от туберкулеза — на 261% (3,1 против 11,2 на 100 тыс. населения). Он также сообщил, то в Москве снижается смертность в результате ДТП. Сейчас этот показатель — 4 на 100 тыс. человек, что значительно меньше, чем в целом по России (14), и даже ниже, чем в европейских странах (4,9).
Печатников отметил прогресс в развитии системы неотложной помощи, благодаря чему снижается количество выездов бригад «скорой помощи».
В итоге удалось добиться того, что среднее время прибытия «скорой» в Москве сейчас составляет 9,5 минут, а максимальное — 16 минут.
«Московская «скорая помощь» приезжает на вызов за то же время, как в Европе, и даже быстрее, чем в Канаде», — заявил чиновник.
Среди задач, которые ставятся столичному здравоохранению на перспективу, — снижение числа летальных случаев при острых сосудистых заболеваниях: при инфаркте миокарда — с 18 до 12%, при инсульте — с 20 до 19%. Задача-максимум — снижение младенческой смертности до европейских показателей. Печатников признал, что по младенческой смертности Москва пока не достигла желаемого уровня, хотя и ее показатели ниже среднероссийских (7,2 против 8,2 на 1 тыс. родившихся). «Но у нас есть серьезные сдвиги. Рассчитываем, что уже в следующем и в 2015 году мы сумеем достичь европейских показателей».
В новой программе меняются нормативы и сроки ожидания получения медицинской помощи москвичами.
Первичная медико-санитарная помощь должна быть оказана пациенту не позже, чем через два часа после обращения. Ожидание приема врача-специалиста в поликлинике не должно превышать семи рабочих дней (по федеральным нормам — 10 дней). Плановая госпитализация должна проводиться не позднее 14 дней с момента выдачи направления.
Установленные программой нормативы оказания медпомощи демонстрируют перекладывание большей ее части на поликлиники. Как отметил Печатников, увеличение доли амбулаторной медицинской помощи станет главной целью новой территориальной программы. «Это тренд, по которому идет весь мир», — заявил он.
По его словам, в США и европейских странах в амбулаторных условиях оказывается до 70% помощи, в то время как в России — лишь 30%.
«Это было закономерно: поликлиника не могла оказать полноценной помощи из-за недостаточного оснащения, — отметил Печатников. — Но сегодня в московских поликлиниках есть все то же оборудование, что и в стационаре. И мы считаем правильным перевод основной нагрузки на поликлиники, где пациент может получить помощь, не отдаляясь от своей семьи и дома».
Глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский считает, что сравнение московских показателей со среднероссийскими просто некорректно.
«Если бы Москва оказывала помощь в рамках бюджета, скажем, Курской области, можно было бы говорить о какой-то революции, — заявил эксперт «Газете.Ru». — Но поскольку бюджет, как и уровень жизни населения Москвы и большинства российских регионов, несопоставимы, то гордиться тут особенно нечем».
Тренд на усиление амбулаторного звена Саверский считает верным, но видит много «несуразиц» в его реализации. Так, решение о том, что поликлиника должна платить стационару за «запущенный» случай болезни, небезопасно для самой системы городского здравоохранения, поскольку автоматически влечет за собой иск пациента за причинение вреда здоровью. При этом непонятно, кто и по каким критериям будет оценивать вину поликлиники.
Еще более опасным представляется эксперту ответственность «скорой помощи» за необоснованную доставку в стационар.
«Это решение связано с огромным риском для пациентов: далеко не всегда врач или фельдшер «скорой» может распознать, экстренный это случай или нет. Но чтобы не потерять свои деньги, он будет вынужден всем подряд отказывать в госпитализации», — отмечает Саверский.
И, наконец, по его словам, непонятно, почему, имея такой бюджет, Москва расширяет платную медицину и частно-государственное партнерство.
«Зачем, имея такой бюджет, заставлять платить еще и самих больных? У Москвы достаточно финансовых возможностей для того, чтобы самостоятельно содержать городские больницы на должном уровне, — считает Саверский. — Между тем на днях Собянин заявил уже о второй больнице, которая будет передана в концессию (первая — ГКБ № 63 на улице Дурова. — «Газета.Ru»). Некоторое время здесь, может, и будут соблюдаться обещанные пропорции между платными услугами и лечением по ОМС. Но очень быстро эти пропорции изменятся. Я не верю ни в какие обещания чиновников, отдающих в частные руки государственную собственность».