В пятницу вечером после заседания межведомственной комиссии по мониторингу высших учебных заведений министр образования и науки Дмитрий Ливанов объявил вузы, чья деятельность была признана неэффективной. Это уже второй мониторинг, который проводит ведомство.
В этом году в мониторинге принимали участие 934 вуза и 1478 филиалов.
Впервые в 2013 году в нем участвовали негосударственные вузы. На первом этапе мониторинга проводились сбор данных по вузам и их проверка. «В ряде случаев вузы представляли недостоверную информацию, также были технические ошибки, которые потом исправлялись», — сказал Ливанов.
После этого были отобраны вузы, которые попали в группу риска по критическим показателям, то есть были отнесены ведомством к вузам с признаками неэффективности. Каждый такой вуз, по словам министра, прошел обсуждение на заседаниях рабочей группы в Минобрнауки.
На пятничном заседании межведомственной комиссии по мониторингу вузов были подведены окончательные результаты, в частности решена судьба тех вузов, в отношении которых комиссия не пришла к единой оценке, признать их неэффективными или нет.
В результате были признаны требующими оптимизации деятельности 23 государственных вуза и 15 филиалов государственных вузов, а также 7 негосударственных вузов.
Оптимизация деятельности означает пересмотр образовательных программ, структуры приема, смену руководства вуза.
Реорганизации деятельности требуют семь государственных вузов — Новочеркасская государственная мелиоративная академия, Арктический государственный институт искусств и культуры, Курская академия государственной и муниципальной службы, Институт права и экономики в Липецке, Волгоградская консерватория имени П.А. Серебрякова, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волжский институт экономики, педагогики и права.
Таким образом, в этом году благодаря корректировке критериев, по которым тот или иной вуз признается неэффективным, ни один известный вуз не был признан неэффективным.
Напомним, что в прошлом году вузами с признаками неэффективности стали в числе прочих РГГУ, МАИ, МАРХИ, Литературный институт имени Горького.
Кроме того, в нынешнем году требуют реорганизации 57 филиалов государственных вузов, 125 негосударственных вузов и 184 филиала негосударственных вузов.
Предполагается, что вузы будут присоединяться к более сильным образовательным учреждениям, а филиалы — закрываться.
Для негосударственных вузов решение о реорганизации носит рекомендательный характер, но во всех этих вузах, по словам министра, будет проведена проверка Рособрнадзора. «В отношении них возможен отзыв лицензии, отмена аккредитации, запрещение приема на первый курс — все эти меры прописаны в действующем законодательстве», — заявил Ливанов.
Министр отметил необходимость соблюдения прав всех обучающихся в тех вузах, которые будут подвержены реорганизации.
«Как правило, студенты таких вузов стали жертвами недобросовестной рекламы, иногда прямого обмана. Поэтому они не должны страдать от решений о реорганизации. Так что одновременно с принятием решения о реорганизации должно приниматься решение, где будут учиться дальше эти студенты.
Мы гарантируем продолжение обучения на тех же условиях и по той же образовательной программе, по которой они учились», — сказал министр.
«Работа по оптимизации вузов давно назрела. Союз ректоров давно говорит, что такое количество вузов и филиалов сказывается на всей системе высшего образования», — отметил член межведомственной комиссии ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий. По словам ректора, в этом году был более обдуманный подход к мониторингу вузов.
Садовничий отметил, что в группу риска в этом году попало много педагогических вузов.
По просьбе Союза ректоров России эти вузы было принято решение отнести или к вузам, которые не имеют признаков неэффективности, или к тем, которые требуют оптимизации.
Начало следующего мониторинга эффективности вузов Министерство образования и науки запланировало уже на весну 2014 года. Напомним, что эффективность деятельности вузов оценивается по 50 критериям. Среди них основными показателями являются средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов, объем средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на одного педагогического работника, доля иностранных студентов, доходы вуза в расчете на одного педагогического работника, общая площадь учебно-научных помещений и инфраструктура в расчете на одного студента, а также трудоустройство выпускников.