Следователи ищут фиктивных пилотов

Обыски в Росавиации связаны с делом о крушении Boeing 737-500 в Казани

Анастасия Берсенева
Следователи изымают документы в Росавиации, касающиеся учебных центров, подготавливающих пилотов самолетов. Работы идут в рамках расследования крушения Boeing 737-500 в Казани. По данным СК, разбившийся пилот проходил обучение в центре, который уже закрылся. Следователи подозревают, что российские летчики не посещают курсы, а затем получают фиктивные дипломы.

В Росавиации проходят обыски в связи с крушением самолета Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан» в Казани. Сотрудники Следственного комитета (СК) ищут документы о выдаче лицензии авиационным учебным центрам, в которых могли учиться пилоты разбившегося самолета.

«На сегодняшний день установлено, что командир самолета Рустем Салихов имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных Федеральным агентством воздушного транспорта — Росавиацией», — говорится в сообщении СК.

«У следствия возникли сомнения в законности деятельности указанных авиационных учебных центров, которые в настоящее время ликвидированы», — сообщают следователи.

В связи с этими подозрениями следователи изымают документы в ряде департаментов Росавиации, касающиеся деятельности учебных центров. После обысков следователи допросят руководителей этих департаментов.

Официальный представитель СКР Владимир Маркин заявил РИА «Новости», что многие российские пилоты имеют фиктивные дипломы о подготовке.

«У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты, а это прежде всего касается небольших авиакомпаний, получили, по сути, фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку», — заявил Маркин.

Он добавил, что такие дипломы выдает Росавиация на основании документов о подготовке на курсах учебных центров. По его словам, в настоящее время в России более сотни авиационных учебных центров. «Здесь прежде всего возникают вопросы к Росавиации, поскольку именно она лицензирует эти учебные центры и должна осуществлять контроль над их работой», — добавил Маркин.

Представители Росавиации сообщили, что не намерены что-либо скрывать.

«В рамках расследования любых инцидентов или авиационных происшествий Федеральное агентство воздушного транспорта никогда не скрывало никаких документов, — указано в официальном комментарии агентства. — Что касается процессуальных действий, проводимых Следственным комитетом, то Росавиация готова оказать любое содействие в их осуществлении».

В агентстве добавили, что намерены передать сотрудникам СК все необходимые документы.

Сертификация учебных заявлений проводится в соответствии с Федеральными авиационными правилами, которые были приняты в 1999 году, пояснили в пресс-службе Росавиации. В агентстве добавили, что они разработали новый проект авиационных правил, с более жесткими требованиями. Документ находится в Минтрансе, но еще не принят.

Говоря об учебном центре, в котором учился Салихов, представитель СК отметил, что он действовал в 2008–2009 годах, после чего закрылся.

Однако в авиакомпании «Татарстан» сообщили «Газете.Ru», что пилот Салихов, а также второй пилот — Виктор Гуцул — обучались в авиационном учебном центре авиакомпании S7 — S7 Training.

«Они проходили обучение на пилотирование самолетов Boeing только в этом учебном центре», — сообщила «Газете.Ru» руководитель пресс-службы авиакомпании «Татарстан» Гузель Минниханова.

Ранее Салихов имел специальность штурмана воздушного судна. Его летный стаж составил 21 год. С марта 2010 года он работал на Boeing сначала вторым пилотом, а с марта 2013 года — командиром. Гуцул до курсов повышения квалификации работал механиком. В 2011 году он прошел курсы пилотирования, а с 20 сентября 2011 года стал вторым пилотом Boeing. Его летный стаж составил 23 года.

В учебном центре S7 «Газете.Ru» сообщили, что они «функционируют и рады приветствовать слушателей на своих занятиях».

Между тем 22 ноября следователи объявили об изъятии документов в S7 Training. Их интересовали программы переподготовки, журналы обучения, а также другие документы, в которых отражена оценка знаний пилотов разбившегося самолета и иных лиц, обучавшихся вместе с ними.

В пятницу СК также объявил о завершении идентификации останков всех 50 погибших в авиакатастрофе.

«По результатам проведенной экспертизы признаков наркотического или алкогольного опьянения в крови пилотов не обнаружено», — сообщили в ведомстве.

Крушение лайнера авиакомпании «Татарстан» произошло 17 ноября этого года. Борт вылетел из Москвы. Подлетая к аэропорту Казани, экипаж доложил диспетчерам о непосадочной конфигурации и необходимости ухода на второй круг. Самолет поднялся на высоту 700 метров, а затем внезапно начал пикировать. Через 20 секунд он врезался в землю. На борту было 6 членов экипажа и 44 пассажира, в том числе сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава УФСБ по Татарстану Александр Антонов.

У следствия на данный момент две версии крушения самолета — ошибка пилотов и техническая неисправность. Межгосударственный авиационный комитет ранее сообщил, что возраст самолета, эксплуатировавшегося более двух десятков лет, не мог стать причиной крушения. По данным ведомства, отказов систем, агрегатов и органов управления самолетом, включая канал руля высоты, не зафиксировано. Двигатели воздушного судна работали вплоть до столкновения с землей.