Во вторник КС огласил постановление по делу о реабилитации граждан, преследовавшихся по статьям, которые законодатели потом убрали из УК. Двое заявителей по этому делу — Сергей Боровков из Владимира и Николай Морозов из Мурманска. Первый обвинялся в незаконном получении кредита, второй — в нарушении авторских прав с использованием нелицензионной компьютерной программы. Однако за время предварительного расследования эти деяния перестали считаться преступлениями: соответствующие поправки были внесены в Уголовный кодекс.
Дела Боровкова и Морозова были прекращены, однако заявители не согласились с этим, так как считали, что ни в чем не виноваты.
Органы следствия и суды не удовлетворили их требования о реабилитации, поэтому они обратились в КС, попросив проверить конституционность положений статьи 10 УК РФ, части второй статьи 24, части второй статьи 27, части четвертой статьи 133 и статьи 212 УПК РФ.
В жалобе Боровкова и Морозова говорилось, что оспариваемые нормы позволяют прекращать уголовное дело по нереабилитирующему основанию без учета позиции самого обвиняемого.
«Тем самым нарушается право на справедливое судопроизводство, право считаться невиновным и право на реабилитацию и возмещение вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием», — указывали заявители и ссылались на фундаментальный принцип Конституции РФ и Конвенции о правах человека — «никто не может быть судим за несуществующее преступление».
«До сих пор считается, что Боровков привлекался к уголовной ответственности, был обвиняемым и к нему применялись процессуальные меры, — заявил на прошлом заседании КС адвокат Владимир Руднев, представитель Боровкова. — Но он не может обратиться в суд и снять обвинение, потому что данного деяния больше вообще нет не в природе, оно декриминализировано. Это патовая ситуация».
С Рудневым, что в практике КС бывает не часто, согласились все стороны — представители президента, Совфеда, Минюста, Генпрокуратуры.
По общему мнению, в законодательстве был допущен пробел и необходимы изменения.
Во вторник КС пришел к выводу, что не согласный с прекращением уголовного дела по указанному основанию гражданин лишен возможности обжаловать в судебном порядке законность и обоснованность актов органов предварительного расследования, вынесенных в ходе осуществления уголовного преследования. Этими решениями фиксируются выдвинутые подозрение, обвинение в инкриминируемом деянии, применение мер процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу. Соответственно, отсутствие механизма проверки их законности и обоснованности исключает возможность признания за гражданином права на реабилитацию.
КС признал, что оспариваемые нормы противоречат Конституции.
«В нарушение принципа… равенства всех перед судом такое лицо лишается эффективной судебной защиты, а его право на защиту чести, достоинства и доброго имени недопустимо ограничивается», — говорится в решении КС.
Федеральным законодателям предписано внести соответствующие поправки, вытекающие из постановления КС. Они, без сомнения, станут революционными.
Декриминализация будет являться одним из реабилитирующих оснований, а за уголовное преследование по статьям, исключенным из УК, государство будет выплачивать компенсацию.
Впрочем, уже с нынешнего дня судам придется учитывать решение КС.
«Впредь до внесения изменений в УПК РФ суд, прекращая уголовное преследование в связи с принятием нового уголовного закона, устраняющего преступность инкриминируемого деяния, обязан проверить — имеются ли основания для процедуры реабилитации», — постановил КС.
Дела заявителей Боровкова и Морозова будут пересмотрены.
Отметим, что в последнее время из УК были исключены статьи, криминализирующие незаконное получение кредита, нарушение авторских прав, контрабанду товаров, клевету (затем вернулась в УК в измененном виде). Еще раньше из УК исчезли ответственность за бродяжничество, самогоноварение, спекуляцию, мужеложство.