Следствие рассматривает пять вероятных причин, которые могли привести к падению самолета Boeing 737-500 в Казани. Это ошибка пилотирования, некачественное топливо, плохие погодные условия, техническая неисправность самолета, а также ошибка диспетчеров. Причины перечислил министр транспорта России Максим Соколов, прибывший в Казань. Он добавил, что версию теракта следствие не озвучивало, однако все предположения будут основательно проверены в ходе расследования.
Судя по всему, в аэропорту Казани были установлены камеры недостаточного качества: на полученных с них записях плохо видно, что происходит в темноте на взлетно-посадочной полосе.
Камера установлена так, что смогла снять лишь последние секунды падения борта — он промелькнул на кадрах мутной фигурой, а затем на экране выросло большое белое пятно, которое означало взрыв и пожар. Специалисты смогли разглядеть, что самолет падал вертикально вниз. «Мы не увидели на видеозаписях касания земли крылом при падении рухнувшего «Боинга», — пояснил министр транспорта.
Между тем версия с погодой пока что не выдерживает критики. На совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева было отмечено, что «погода в районе аэропорта Казани была нормальной, видимость — десять километров, затруднений по погодным условиям не было». По документам машина была в исправности. «Самолет обладал необходимыми сертификатами, документами летной годности, и в этом плане тоже формальных вопросов не было», — отметил на совещании вице-премьер Аркадий Дворкович.
О невиновности диспетчера заявил глава Росавиации Александр Нерадько.
Он пояснил, что вероятность ошибки диспетчера, руководившего посадкой, минимальна. «Диспетчера от работы не отстраняли. Для этого нет оснований. Скорее всего его действия никак не влияли на развитие ситуации», — цитирует его «Интерфакс». На совещании у Медведева также прозвучало, что командир воздушного судна проинформировал диспетчера о необходимости ухода на второй круг, а через несколько секунд после этого произошло столкновение с землей.
Управлял самолетом 47-летний Рустем Салихов. Его летный стаж составлял 21 год. На Boeing 737-500 он пришел вторым пилотом в 2010 году, затем прошел курсы переподготовки и с марта 2013 года стал первым пилотом. Знакомые Салихова говорят, что он был опытным летчиком.
Остались версии некачественного топлива и техническая неисправность. «Некачественное топливо в самолете — это то же самое, что и в автомобиле. Двигатель начинает работать с перебоями вплоть до остановки. Но вероятность, что оно могло повлиять на полет в самом конце, — маловероятна», — заявил «Газете.Ru» авиатехник столичного аэропорта. По его словам, некачественное топливо могло проявить себя во время всего полета.
«Есть косвенные признаки, по которым пилоты могли понять, что что-то не так.
Но я не верю, что здесь дело в топливе, так как даже с полностью остановившимися двигателями у самолета есть возможность безопасно завершить полет.
Да и контроль топлива достаточно серьезно происходит», — отметил техник. На вопрос, какая техника могла отказать при заходе на второй круг, собеседник не смог ответить — систем в самолете много.
Уже известно, что рухнувший Boeing был построен больше 23 лет назад и прошел через семь авиакомпаний.
«Возраст самолета не является первоочередным фактором. Он может и 50 лет летать. При грамотном техническом обслуживании, выполнении рекомендации производителя проблем с матчастью не будет, — говорит авиационный техник.
— Во время обслуживания много компонентов меняется, плюс достаточно часто самолет практически полностью разбирают, дефектируют. К этому серьезно относятся».
Авиатехник добавляет, что Boeing 737-500 — достаточно крепкая машина. «Это надежный, беспроблемный самолет, он из той эпохи, когда все было механическое. Если в современной электронике может проскочить какой-то глюк, всякие сбои бывают в компьютерах, то здесь — железный самолет», — говорит техник.
С «механическим» самолетом работать понятнее, признается техник.
«Открываем его, смотрим. Блоки, кулачки. Если что-то надо исправить, исправляем. Все понятно, как велосипед. А если электронный самолет — там стоит компьютер. Единственный вариант — его снимаешь и меняешь на другой», — объясняет собеседник.
Точная причина крушения будет установлена после исследования бортовых самописцев — «черных ящиков», которые уже найдены и отправлены специалистам Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в Москву. «Контейнеры речевого самописца и самописца с параметрической информацией имеют значительные повреждения», — говорится в сообщении МАК.
Сотрудники СКР расследуют уголовное дело, возбужденное по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). «В рамках расследования уголовного дела предстоит проделать большой объем работы, — говорится в сообщении СКР. — В настоящее время следователями и следователями-криминалистами СК России продолжается осмотр места происшествия, территория которого весьма обширна и составляет 250 тыс. кв. м. Изъято и детально изучается видео с камер слежения аэропорта, на котором зафиксирована траектория падения судна. С целью проверки качества топлива уже изъяты его образцы».
Следователи намерены оценить своевременность, достаточность и эффективность контроля за эксплуатантом воздушного судна, полноту мер по обеспечению безопасности полетов на нем. С этой целью в авиакомпании «Татарстан» и аэропорту вылета судна уже изъята вся необходимая документация.